Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Использование инновационной технологии проектирования в работе с семьей

Использование инновационной технологии проектирования в работе с семьей

Опубликовано 23.10.2015

Из опыта работы воспитателя МАДОУ № 1 Яуфман Л.А.

Наше дошкольное учреждение не просто функционирует, а активно развивается. Это подтверждается введением в воспитательно — образовательный процесс инновационных технологий.

см. Презентацию

Технология проектирования - один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В ее основе лежит доверие к природе ребенка, опора на его поисковое поведение Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным направлениям, включать в него различные методы и формы.

На протяжении предыдущего учебного года я активно работала над использованием проектного метода в экологическом воспитании дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников.

Прежде, чем приступить к внедрению проектного метода в свою деятельность я ознакомилась и с методическими рекомендациями по ее использованию: «Проектный метод развивающего обучения дошкольников», «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении».

Проекты, над которыми мы работали, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Экология». Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на определенный срок, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На этапе разработки содержания игр, прогулок, наблюдений и других видов  деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание я уделила организации  предметной среды в своей группе. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, для развития у дошкольника любознательности. Особую роль в данном случае играет центр познавательно-практической деятельности. За время работы над проектами он был обновлен и дополнен новым материалом, который дети используют в своих исследованиях.

Так, за время внедрения проектного метода была создана «Аптека на окошке», где дети могли знакомиться с различными семенами растений, могли убедиться в их волшебных свойствах, когда посаженные их руками семечки начали всходить. На протяжении многих недель дети ухаживали за растениями, с наступлением тепла бережно выносили на улицу, высаживали их на клумбы, в огород.

Совместно с родителями на улице оформили уголок «Кубанское подворье», где рядом с домашними животными и птицами, красуются растения посаженные детьми. Кроме того, на участке организован  цветник, где дети изучают явления живой и неживой природы .

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.

1 этап разработки проекта - целеполагание: когда воспитатель выносит проблему на обсуждение детям (например, «Выживут ли растения без ухода?»). В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза («Цветочная рассада нуждаются в человеке, как и человек нуждается в них»), которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2 этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза - это и есть цель проекта). На этом этапе я использовала модель «четырёх вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?»

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические обозначения-символы, знакомые и доступные детям.

Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребёнка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Порой предложения детей вызывают немало удивления у взрослых. Например, при создании проекта «Мир птиц и насекомых» ребята предложили помочь зимующим птицам спастись от холода, открыв чердаки домов. Сделать скворечники из бумажных коробок, дерева. Чтобы уберечь от холода деревья, предлагали связать шарфики, спеть весёлую песенку.

Но особый интерес вызвала работа над проектами, тематика которых представлена явлениями неживой природы. Здесь было предложено родителям провести с детьми опыты-эксперименты, чтобы увидеть воздух, узнать свойства воды, состав почвы. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в своем планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети совместно с родителями исследовали, экспериментировали, творили. Для активизации детского мышления я предлагала детям и родителям вместе решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Я старалась создать такую ситуацию, когда ребёнок должен был что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Говоря о вовлечении родителей в проектную деятельность, следует отметить их активное участие в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, газеты по теме проектов, придумывали песенки, стихотворения.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является совместная презентация проекта. Презентации родители проводили в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: игры-викторины, оформление альбомов, фотовыставок, мультимедийных презентаций, творческих газет.

Хочется отметить некоторые возникающие проблемы по использованию технологии проектирования:
- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
- нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
- низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Но несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение предыдущего года, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны и гибки в принятии решений;
-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
- воспринимают мир природы и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
- проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно - образовательного процесса;
- обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
- осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
- реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности ДОУ:
- наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- смогли реализовать свои творческие способности.

В итоге разработанные совместные семейные проекты «Вода в доме» и «Аптека на подоконнике» принявшие участие в краевом конкурсе «Семейных экологических проектов» заняли 1 и 2 место.

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно - образовательного процесса при тесном взаимодействии с семьей, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.