Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Добро пожаловать на сайт муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 1 станицы Калининской

 

Развитие пальцевой моторики - основной путь развития речи ребёнка

Опубликовано 03.02.2017

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем  живущим, а то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов.»

Дж. Бруно.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб не хватает? В пословицах: отбиться от рук; всё дело в его руках; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
  - большой палец отвечает за голову;
  - указательный - за желудок;
  - средний - за печень;
  - безымянный - за почки;
  - мизинец - за сердце.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособности коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

В. А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Образно говоря, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Анализ исследований силы кисти правой руки детей показывает отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики.

Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение. Но эффективность коррекционных и  профилактических мероприятий увеличивается только при условии теоретического обоснования проблемы.

Ведь никто не задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти сужается диапазон функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процессов письма показало, что дети выполняют задания (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребёнок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, слово. Следовательно, чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма

Поэтому педагогов и родителей волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из этих аспектов этой проблемы  - развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследований детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Как часто сетуют учителя: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики. Знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно.»

Родители тоже приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребёнок, тем хуже становится каллиграфия. Строчек не видит, интервалов между буквами не соблюдает».

Развитый мозг и не развитая рука - вполне закономерное явление при современном образе жизни.  Но слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать.

В последние 10-15 лет уровень речевого развития детей заметно снизился , с детьми всё меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе,но и в дальнейшем. Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной затем другой рукой, а в конце двумя руками.

Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и чёткостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойные, доброжелательные, точные.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

Рисование- радостный, вдохновенный труд, к которому ребёнка не надо принуждать. Можно рисовать кисточкой, пальцами. Рисование пальцами расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Пальчиковый бассейн- в коробке насыпана любая крупа. Ребёнок ищет пальчиками в бассейне какой-либо предмет. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательного праксиса, улучшает двигательный  праксис. Диагностические пробы с использованием этого тренажёра позволяют максимально активизировать проприоцептивные ощущения.

Щётка «ёжик»-с помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Можно использовать щётку для волос. Сопровождать текстом:
                У сосны, у пихты, ёлки
                Очень тонкие иголки.
                Но ещё сильней, чем ельник
                Вас уколет можжевельник.

Пальчиковая гимнастика- позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Шнуровки, застёжки, кнопки, молнии- в быту ребёнок часто сталкивается с этими предметами. Руки ребёнка ещё не настолько развиты, чтобы с лёгкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде и на всём.

Массаж-самомассаж- растирание ладоней, каждого пальца отдельно, катание между пальцами карандаша -шестигранника, ореха…

Игры с крупой- крупу можно сортировать, рисовать дорожки, следы, узоры на манной крупе, посыпать.

Игра «Собери бусы»- нанизывание бусин на леску по заданной схеме.
Бусы можно изготовить вместе с детьми из макарон.

Спички, палочки, пуговицы- выкладывание различных рисунков.
Начинать с геометрических фигур, постепенно их усложняя.

Баночки, тюбики- можно насыпать крупу, переливать воду, откручивать и закручивать крышечки, подбирая их по размеру и цвету.

Графические упражнения- работа на листке в клетку, штриховка, обводка.
    Работа с бумагой- разрывать, распрямлять, мять, резать…
    Игры с тканью- выбрать наощупь с закрытыми глазами образец, пере-
плетение, комканье носового платка в кулак.

Конструктор «Танграм», «Волшебный круг», геоконт, льдинки Воскобойникова…
    Разрезные картинки- собрать целое из частей, постепенно увеличивая сложность.

Шнурки - завязывание и развязывание узелков, перебирание узелков, бантиков, называя дни недели, месяцы, плетение косичек, макраме.

Игры с прищепками- прикреплять на коробку, снимать их, вешать бельё на верёвку, строить различные фигуры из прищепок.
Лепка из пластилина, теста- отрывание, катание, лепка, сжимание ,размазыва - ние.
Игры с водой- наливать в различные ёмкости, переливать, брызгать, капать   воду из пипетки.

Рыболов - по заданию выловить удочкой нужных рыбок из аквариума.
    Игры с проволокой - выгибание различных фигур, букв…
    Работа с наждачной бумагой - узнать на ощупь какой-либо контур.
    Игра «Винтики-болтики»- закручивание и откручивание болтов и гаек.
    Театры - теневой, пальчиковый.
    Игры с песком.