Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Развитие речи младших дошкольников

Развитие речи младших дошкольников

Опубликовано 01.12.2020

Речь ребенка формируется гораздо раньше, чем ребенок произносит свои первые слова. Этому предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, а его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и подвижность.

Что делать, чтобы речь у ребёнка развивалась правильно?

1. Ни в коем случае нельзя предупреждать желания ребёнка! Надо дать ему возможность выразить  свою просьбу словами. Например, ребенок подошёл к столу и тянется к вазе с яблоками. Мама вместо того, чтобы спросить ребёнка: «Что тебе дать?», молча даёт ему яблоко. Малыш также молча берёт его и отходит. Желание ребёнка выполнено - необходимости к общению нет.

2. Не оставлять без внимания эти бесконечные вопросы: «Что это? Почему? Зачем? и т.д». Причём однозначные ответы не будут стимулировать речь малыша, поэтому необходимо не только называть предметы, но и указывать их назначение, некоторые свойства и качества.

3. Сопровождайте любую совместную деятельность речью, постоянно задавайте ребёнку вопросы.

«Я ходила в магазин. Давай посмотрим, что я купила». Вынув из сумки помидор, спросите малыша: «Что это?» - «Помидор», - ответит он. «Какого цвета помидор?». Таким образом, можно сравнивать помидор с другими предметами по форме, величине, качеству, цвету. Расширению словарного запаса. Уточнению значений слов очень помогают совместные игры взрослого и ребёнка.

4. Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай».
Новые и незнакомые предметы ребёнку хочется потрогать, хорошенько рассмотреть, что с ними делать.  Если на улице внимание вашего ребенка привлекла кошка, то подойдите к ней, рассмотрите её как следует: скажите какая кошка красивая, какая у неё полосатая спинка, белые лапки, длинные усы и хвост, как кошка умеет «разговаривать» - мяукать, назовите её детёнышей - котята, и т.д.

5. Исправляйте грамматически неверную речь ребёнка.
Часто в этом возрасте ребёнок допускает ошибки в согласовании слов с существительными во множественном числе (один карандаш - много карандашей), а также в употреблении предлогов (на, под, в). Посадите куклу на стол и спросите: «Где кукла?» (На столе). Затем поставьте машину под стол: «Где машина?» (Под столом). Потом положите куклу в коробку и спросите: «Где кукла?» (В коробке). Если ребёнок затрудняется или даёт неправильные ответы, поправьте его.

6. Развивайте слуховое восприятие у ребёнка.
Очень важно учить ребёнка прислушиваться к окружающим его звукам (тиканье часов, шум проезжающего автомобиля, и т.д.), а также отличать на слух разные звучания (барабана, дудки, погремушки, и т.д.) и звукоподражания («мяу» - мяуканье кошки, «з-з-з» - звон комарика, «ж-ж-ж» - жужжанье жука, и т.д.).

7. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
У большинства детей в этом возрасте движения языка, губ, нижней челюсти вялые, замедленные и неточные. Здесь необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, можно перед зеркалом (ребёнок сможет рассмотреть, как эти движения получаются у вас и сравнить со своими движениями).

8. Следите за темпом речи и интонацией.
Если малыш торопится высказать свои мысли, говорит очень быстро, то необходимо вместе с ним произносить уже сказанную фразу медленней, а также следить за своим темпом речи. Ребёнок этого возраста может уже пользоваться интонационными средствами выразительности речи (изменять голос по высоте и силе, правильно делать паузы, менять темп речи в зависимости от характера высказывания). Поэтому, рассказывая ребёнку сказку, не забывайте о выразительности своей речи.


Регулярные речевые игры с ребёнком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно.