Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Развитие ручной моторики у дошкольников

Развитие ручной моторики у дошкольников

Опубликовано 02.02.2017

Усвоение ребёнком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой - то интерес.

В подобных случаях он сам активно стараются овладеть этими навыками, а не воспринимает их в «штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами. Родители должны понимать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребёнка устной речи. Вам предлагаются ориентировочные тесты, которые позволят Вам с чисто «житейской» точки зрения оценить ловкость или, наоборот , неловкость рук Вашего ребёнка и сделать необходимые практические выводы.

Предложите ребёнку такие задания:
•    нанизывание бус на твёрдую леску или на нитку с иголкой (чем мельче бусы, тем труднее их нанизать);
•    застёгивание пуговиц (чем мельче пуговицы, тем труднее их застегнуть;
•    различные виды шнуровок;
•    наматывание ниток на катушку;
•    складывание в коробок рассыпанных спичек, причём спички берутся одной рукой.
•    имитация «игры на рояле» - ребёнок поочерёдно касается стола каждым пальчиком руки сначала в направлении от большого пальца к мизинцу, а затем наоборот (как при проигрывании гаммы);
•    поочерёдное касание большого пальца  руки каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»);
•    поочередное сгибание всех пальцев, начиная с мизинца, с последующим поочерёдным их разгибанием (по одному);
•    раскрашивание картинок.

Дети 5-6 – летнего возраста (а во многих случаях и более раннего) возраста должны достаточно уверенно и быстро справляться со всеми этими заданиями. Если же движения ребёнка при выполнении заданий окажутся неловкими, напряжёнными, слишком замедленными, некоординированными, то это будет свидетельствовать об отставании в его мотором развитии. В этом случае нужно немедленно заняться совершенствованием тонкой ручной моторики ребёнка с целью выравнивания имеющегося отставания до начала школьного обучения.

Развитие тонкой ручной моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использо-ваться все задания, рекомендованные для обследования. Основная задача тренировочных упражнений  будет состоять в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода ко всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее сложными.

Игры с пластилином
Пластилин даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка. Покажите малышу чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и Вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом всё более сложные фигурки.

На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином Вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.

Не сдерживайте фантазий ребёнка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них Вы сможете лучше понять характер своего малыша.

Игры с бумагой
Эти  игры помогут Вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками.  Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объёмные игрушки.

Следующая забава – кукольный театр. Ребёнок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит своих персонажей.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал  ребёнку последовательность действий.
Освоив элементарные движения, малыш начнёт и сам мастерить игрушки.

Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребёнка уверенно пользоваться ножницами и познакомить с понятием о симметрии.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.

Предложите ребёнку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между  большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.

Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Поделки из природного материала

Гуляя с ребёнком во дворе , в парке, в лесу, обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека.

Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке – сказочного старичка. Тогда  ребёнок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.
Рисование

Рисование – занятие , любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и  песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Графические упражнения

Весёлая игра «Дорожки» наверняка заинтересует малыша, особенно если взрослые подскажут 6ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым пройдётся детский пальчик или карандаш от начального пункта к конечному. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребёнком, не должна «выскакивать» за края « дорожки», быть прерывистой , уж конечно , проходить по середине. Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

Шитьё, вязание, плетение

Аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребёнок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Такие занятия укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашние задания.

Не спеша, одно за другим, покажите ребёнку все движения. Дайте ему повторить их несколько раз самостоятельно. Помните, каждое занятие с иголкой или спицами должно проходить под непосредственным контролем взрослого.

Игры на кухне

И на кухне найдётся дело для ловких пальчиков. Вспомните, как часто вы замечали, что Ваша дочка или сын внимательно наблюдают за тем, как Вы готовите обед или ужин. Попросите ребёнка помочь Вам приготовить блюдо из теста, и Ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

Пироги и плюшки
                Мама пироги печёт,
Машенька не отстаёт,
                Пальчики стараются,
                        Плюшки получаются.
                На дощечке нет уж места,
Мама снова месит тесто.
                -  Отдохни,  - сказала мама,
          Машенька твердит упрямо:
                - У слонёнка день рожденья,     
                - Очень любит он печенье,
                Рыбку очень любит кошка,
Бублики – матрёшка.
Всё я это испеку,
Только не жалей муку.
Игры со счётными палочками

В этих играх Вашими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребёнку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Би-рюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков  - по очереди вытаскивать по  одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот , кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребёнок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Эти же качества поможет проявить ребёнку и интерес к строительству самого высокого и ровного колодца из палочек.

Начинать работу следует с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребёнку, как называется та или иная фигура, ка сложить домик из квадрата и треугольника, солнце  - из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку. Затем можно предложить ему «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку. Перечень возможных видов занятий для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их  «переборкой», чистка и резка варёных овощей, не требующая использования ножа и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходима ему для овладения письмом в школе.