Консультация для воспитателей.
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
К.Д.Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Овладение родным языком , как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребёнка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во- вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.
Грамматика, по словам К.Д Ушинского,- логика языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка.
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путём подражания. При формировании грамматически правильной речи детей различают работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы. Синтаксис - словосочетания и предложения. В норме к восьми годам ребёнок полностью усваивает грамматический строй языка.
Задачи формирования грамматически правильной речи детей.
• Исправление грамматических ошибок в речи детей.
• Совершенствование синтаксической стороны речи детей
• Ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями;
• Обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.
• Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка - тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий, начиная с младшей группы.
Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно путём подражания.
Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме. Поэтому нужно проводить специальное обучение трудным грамматическим формам. Эта работа должна проводиться целенаправленно и систематически. При этом внимание детей необходимо сосредотачивать на усвоении конкретных грамматических форм. Чтобы отобрать для этой работы слова и морфологические категории, надо опираться на возраст детей и закреплять трудные грамматические формы тех слов , с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе.
Примеры грамматических ошибок в речи детей:
• Неправильные окончания существительных множественного числа в роди-тельном падеже (нет матрёшков, варежков и т.д.).
• Неправильное образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (гусёнки, жеребёнки, медведёнки).
• Неправильное употребление несклоняемых имён существительных:кофе, пальто, пианино, радио, кино, желе, шоссе и др.
• Неправильное определение рода существительных, особенно среднего рода: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо и др.
• Неправильное ударение при склонении существительных:
- постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно - грабли, пет-ли, туфли, ясли, торт;
- подвижное ударение (место меняется при склонении - волк-волка- волков-волки, доска- доски-доску- доски-досок и др.);
- перенос ударения на предлог (на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол).
• Образование сравнительной степени прилагательных:
- простым способом при помощи суффиксов –ее- (-ей-), -е-, особенно с чередованием согласных- высокий- выше, длинный- длиннее, дорогой- дороже, жидкий- жиже, звонкий- звонче, сладкий – слаще и т.п;
- при помощи других корней: хороший – лучше, плохой- хуже, сухой – суше.
• Образование глагольных форм:
- в настоящем и прошедшем времени с чередующимися звуками – стрижёт- стриг (ошибка детей- стригёт), скачет – скакал (скакаю);
- спряжение глаголов с особыми окончаниями: есть, дать (ошибки детей- едишь булку, дадишь мне);
- спряжение глаголов хотеть, бежать ;
- повелительное наклонение : поезжай, сложи, отстегни.
• Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки- два утёнки, двое вёдров, мене дали и т.п.).
• Образование страдательных причастий (ошибки – нарисоватая, оборватая).
Морфология и синтаксис в речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода детей в школу. Эти ошибки не так заметны, т.к. дети пользуются преимущественно простыми нераспространёнными предложениями. Воспитатель должен знать особенности формирования синтаксической стороны их речи. Например, в младшем и среднем возрасте дети могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы. К 5 годам дети могут употреблять предложения из 12-15 слов, но количество синтаксических ошибок возрастает, т.к. им трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли. Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи детей выделяют следующие задачи:
• Контроль за правильным построением предложения.
• Помощь в распространении предложения второстепенными и однородными членами.
Второстепенные: дополнение (Кого? Чего? Кому? Чему?)
Определение: (Какой? Какая? Какое?)
Обстоятельство: (Где? Куда? Как?)
Однородные: связаны между собой при помощи союзов или зависят от одного и того же слова.
Причины грамматических ошибок у дошкольников
• Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка (состояние нервных процессов, развитие внимания, памяти, мышления.);
• Трудности овладения грамматическим строем языка.
• Состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического воспри-ятия;
• Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём словаря;
• Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых: воспитатели, персонал детского сада, родственники детей);
• Недостаточное внимание к детской речи (педагогический контроль за пра-вильностью речи ребёнка).
Пути формирования грамматически правильной речи у детей:
• Создание благоприятной языковой среды.
• Специальное обучение.
• Практика речевого общения.
• Исправление грамматических ошибок.
Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи
Методы:
* дидактические игры;
* игры- драматизации;
* словесные упражнения;
* рассматривание картин;
* пересказ коротких рассказов и сказок.
Приёмы:
* образец;
* объяснение;
* сравнение двух форм;
* повторение;
* создание проблемной ситуации;
* вопросы подсказывающего и оценочного характера.
Образец является основным приёмом на занятиях.
Формирование грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный про-цесс. Следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять речевую ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму.
Примеры игр и упражнений по морфологии
«Чего (кого) не стало?», «Угадай, где я был?», «Один-много», «Много чего?», «Продолжи предложение», «Назови ласково», «1-2-5», «Подбери пару», «Что делают?», «Кто как кричит?», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Что где лежит?», «»Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Варим компот», «Исправь ошибку», «Собери предложение» и т.д.
К концу старшего дошкольного возраста у ребёнка должен сформироваться правильный грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь:
* правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числитель ными и прилагательными, местоимения с числительными и прилагательными;
*правильно употреблять предлоги, согласовывать их с существительными:
*образовывать однокоренные слова (окно-оконце-окошечко);
*образовывать новые слова из двух слов (пар ходить- пароход);
*существительные с суффиксами (масло- маслёнка);
*глаголы с приставками (ехать-приехать, заехать, выехать, переехать…);
*сравнительную и превосходную степень прилагательных (весёлый- веселее-ещё
веселее);
*правильно пользоваться несклоняемыми существительными (кино, пальто…);
*составлять простые и сложные предложения;
*использовать в речи сложные предложения разных видов.