Конспект мероприятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Пресмыкающиеся».
см. презентацию
Задачи:
1. Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных;
2. Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;
3. Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь
4. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Оборудование: презентация.
Раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. 1 слайд
Воспитатель. Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте несколько загадок.
Он на экваторе живет.
И у него огромный рот.
Он солнце в сказке проглотил.
Кто? Догадался? – (крокодил –2слайд)
Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой,
На земле клубком свернется.
Угадали, как зовётся? (змея – 3 слайд)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! –
Удрала, а хвост в руках. (ящерица – 4 слайд)
Очень медленно идет,
Дом она с собой несет.
Испугается чего-то,
В панцирь с головой уйдет (черепаха – 5 слайд)
Воспитатель: А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями. У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами. Размножаются рептилии, откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми.
2. Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»
Пять маленьких рыбок играли в реке
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке
Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»
Качаем сомкнутыми ладонями.
А третья сказала: «Мне хочется спать»
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать
Быстро качаем ладонями – дрожь.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.
Плывите отсюда чтоб не проглотил!»
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают
3. Чем похожи пресмыкающиеся и земноводные?
Воспитатель. Пресмыкающиеся (рептилии) и земноводные (амфибии) - холоднокровные животные. Как ты думаешь, что это значит? (у них холодная кровь). А как это – холодная кровь? (ответ ребёнка). Температура их тела зависит от окружающих условий. В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. В холодную погоду температура тела понижается и животные очень малоподвижны. Однако они способны отчасти контролировать температуру тела, укрываясь от перегрева или переохлаждения. Например, зимой они впадают в спячку, чтобы избежать холодов, а если очень жарко летом - они охотятся ночью.
4.Физкультминутка:
Удав кольцом свернулся (лежа на боку, сгруппироваться, выпрямиться 2 раза)
и медленно ползет,
То хвост перегонит то
все наоборот.
Удаву интересно (переворачиваться «бревнышком» с боку на бок 2 раза)
с хвостом своим гулять,
ах как это приятно
с самим собой играть (проползти из положения лежа, вставая на колени и т.д)
5. Дидактическая игра «Дорисуй картинку».
Воспитатель. Посмотрите, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать). Дорисуй картинки. Скажи, что получилось? (змея).
6. Итог мероприятия.
Воспитатель. О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся)
А как они называются по-другому? (пресмыкающиеся – рептилии). Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица).
• Рефлексия: «Дерево успеха»: Ребята, если вам понравилось, то чем мы сегодня занимались и вам кажется, что у вас все получилось. Повесьте на дерево белый шарик, если вам понравилось, но вам кажется что у вас что- то не получилось, повесьте желтый шарик, ну а если совсем не понравилось и у вас совсем ничего не получалось – красный шарик.