Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Развитие экологической культуры дошкольника

Развитие экологической культуры дошкольника

Опубликовано 18.11.2014

Развитие экологической культуры дошкольника с учетом специфики климатических условий Краснодарского края и как одно из направлений формирования региональной составляющей образовательной программы ДОУ.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности.

Прежде всего, экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Природа нашего края и района имеет большой потенциал для изучения и исследования. Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: развить экологическую культуру дошкольника с учетом специфики климатических условий Краснодарского края, решая при этом следующие задачи: - формировать систему экологических знаний и представлений - развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное, для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации моей цели является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В нашем дошкольном образовательном учреждении создана прекрасная база для работы по экологическом воспитанию, у нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия и игры экологического содержания, а я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников. Мною в группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропинка с описанием природных объектов и речевым материалом к ним, экологический паспорт учреждения. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы характерные природе нашего края. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: подорожник, чабрец, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических мероприятиях и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки тропинки. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном, дети затем выражают на занятиях .

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Широко используются для экологического воспитания детей - прогулки. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (сезонные изменения, продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения « Найди по описанию», «Что, где растёт», « С какой ветки эти детки», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», «Чьи уши, чьи хвосты», «Кто как кричит» (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, для меня очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Я мир рисую свой», « Лето, ах лето…», «Золотая осень», «Вот какая она, зимушка-зима», «Весна красна». Или такой конкурс «Необычная поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Осенью проводим конкурс на тему: «Дары осени», где дети приносят необычные овощи - самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и призы.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные - деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии. Эффективной формой работы с родителями являются экологические проекты, например «Зеленая аптека на подоконнике», «Малыши и взрослые» - совместные семейные проекты детей и родителей, которые позволяют вовлечь родителей в активное эколого - образовательное пространство. Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, сказаниями свойственные нашему краю. Часто в своей работе использую различные консультации, папки – передвижки, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», начиная с просмотра выставки книг по природе для детей, показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: - сформированы начала экологической культуры у детей, учитывая специфику климатических условий нашего края; - сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; - дети учатся практическим действиям по охране природы нашего края и района; - развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; - у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.