Именно в раннем дошкольном детстве происходит интенсивное развитие ребенка, формируются особенности его характера, закладываются основы здоровья. Чтобы все эти процессы развивались своевременно и были полноценными, мы создаем эмоциональный комфорт пребывания ребенка в детском саду, стараемся сделать жизнь малыша яркой и содержательной.
Многие наши воспитанники свои первые шаги в детсадовскую жизнь делают в группе кратковременного пребывания «Адаптационная школа матери и ребенка».
Возрастная категория группы – дети от одного года до трех лет.
В этом учебном году нас посетят сорок детей, из них 19 мальчиков и 21 девочка. Это основной контингент будущих групп полного дня пребывания. Целью нашей работы является: обеспечение ранней социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста, адаптация детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение и достижение преемственности домашнего и дошкольного воспитания.
В процессе игровой деятельности, создавая положительный эмоциональный настрой, мы формируем у детей чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающим людям. Развиваем умение детей общаться со сверстниками и воспитателем. Всесторонне развиваем и формируем у малышей интерес к познанию окружающего мира. Принцип нашей работы: Индивидуально – личностный подход и доброжелательное отношение к каждому воспитаннику.
Традиционно наших воспитанников в детском саду встречают и провожают герои всеми любимой детской передачи «Спокойной ночи малыши»: игрушки Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка.
В процессе игровой деятельности мы создаем условия для речевого развития: комментируем действия детей и свои собственные; называем все предметы, которые показываем и на которые ребенок смотрит сам; побуждаем подражать звукам и словам; используем речевые игры, рассказываем стишки, потешки, прибаутки, поем песенки. Развиваем мелкую моторику, играем в пальчиковые игры. Наши маленькие воспитанники осваивают орудийные способы действий, с удовольствием играют и учатся общаться между собой. Особенно любят игры-забавы, игры-сюрпризы игры- импровизации с выбранными игрушками, игры с сюжетными игрушками. И результатом накопленного опыта является зарождение сюжетно-отобразительной игры. Важно, что дети сами выбирают игрушки по интересам, а мы используем ситуации, которые возникают естественным путем, и мягко направляем внимание воспитанников к областям, которые актуальны для развития.
Во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения и развития.
Предметно – развивающая среда в нашей группе стимулирует развитие позавательной активности детей, способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми. Игровое пространство поделено на зоны:
- зона двигательной активности;
- игровые двигательные модули;
- зона развивающих и дидактических игр;
- центр развития мелкой моторики;
- уголок театральных игрушек;
- книжный уголок;
- центр природных материалов;
- уголок изобразительной деятельности.
Все игрушки доступны для детей.
Организованное таким образом игровое пространство удобно для малышей, побуждает их к игре, дает возможность играть как поодиночке, так в небольшой группе.
Очень важно, что мамы и папы становятся активными участниками и помощниками в педагогическом процессе. Это дает возможность родителям, увидеть какие игрушки предпочитает их ребенок, как он в них играет, как ведет себя в конфликтных ситуациях, например, когда другой ребенок попытается отнять понравившуюся вещь и т.д.
Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнают о нем гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра показывает им все грани характера их малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получают мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Ведь играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.
В течение учебного года родители так же имеют возможность получить психолого – педагогическую помощь педагогов и специалистов нашего ДОУ в вопросах воспитания и развития детей. Для них мы регулярно проводим родительские собрания и консультации.