Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Подготовка ребенка к детскому саду

Подготовка ребенка к детскому саду

Опубликовано 08.04.2015

Материал подготовила: Яценко Марина Анатольевна

Консультация для родителей будущих детсадовцев.

Мама тоже идет в детский сад. Или как подготовить ребенка к посещению детского сада.

Как известно, дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья человека. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняет всю жизнь. Все, что ребенок видит, чувствует, наблюдает в окружающем его пространстве, оказывает на него существенное влияние и находит отражение при становлении психических процессов.

Закон «Об образовании», ст.18 гласит о том, что первыми педагогами детей являются родители.

«Мать, помни: ты - главный воспитатель и главный педагог».

В.А. Сухомлинский


Детский сад – важный этап в жизни маленького человека. Это изменение привычного ритма жизни, новая среда, новые отношения и т.д. Поэтому, как к любому важному событию, к детскому саду стоит готовиться заранее всей семьей. Как должна пройти подготовка, чтобы дальнейшие детсадовские годы не были омрачены и прошли максимально легко и радостно?

«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца».

В. А. Сухомлинский

Психологический настрой родителей очень важен.

Во-первых, должны быть готовы сами родители. Прежде всего, психологически. Если вы в глубине души не уверены, что ребенку пора в сад или боитесь отдать его в незнакомую среду,  адаптация малыша может оказаться болезненной. Дети чувствуют своих мам и заражаются их настроением, как никто другой. Поэтому, в первую очередь, будущему детсадовцу нужна ваша уверенность в том, что все будет хорошо, ваш позитивный настрой и оптимизм. Если такого вы в себе не наблюдаете – значит, анализируйте, по каким причинам решение отдать малыша в детский сад вам на самом деле не нравится. Собственный негативный опыт изживается посещением психологов, общением с мамами, чьи дети прекрасно чувствуют себя в детском саду. Боитесь, « как он там без вас?». Продумайте, в чем объективно вашему малышу может быть тяжело без вас и учите его справляться с данными ситуациями самостоятельно   - есть самому, засыпать самому, решать проблемы со сверстниками и т.д.

Однако, существуют определенные обстоятельства и причины, при которых НЕ СТОИТ отдавать ребенка в детский сад:

- чтобы  наладить режим ребенка, научить его слушаться, жить в коллективе, читать, писать и т.д. Все может быть с точностью наоборот. Сад,  новая стрессовая ситуация может лишь усугубить проблему, а не решить ее. Наоборот, быть самостоятельным нужно учить ребенка ДО ПОСТУПЛЕНИЯ в детский сад.

- после рождения еще одного малыша. Если вы ощущаете, что не справитесь с двумя сразу, отдайте малыша в сад заранее, за несколько месяцев до родов. У вас будет время уделить ему внимание и помочь привыкнуть, и ребенок не будет чувствовать себя «выброшенным» из семьи в детский сад.

- в разгар кризиса 3-х лет.  Психологи считают, что ребенка нужно вести в сад либо до, либо после этого события,  в 2 или в 4года. В кризисный период, с сопутствующими ему повышенным эмоциональным фоном, агрессивностью ребенок нуждается в большем количестве вашего тепла и внимания. Начало посещения детского сада и сопутствующие ему изменения могут усугубить разрешение данного кризиса или затянуть его.

Входим в режим.

Подготовка к саду  - это, разумеется, приучение к режиму. Начинать  нужно за несколько месяцев. За лето перед садом режим вашего малыша должен максимально приблизиться к тому, по которому работает сад. Как правило, это подъем в 07 часов, обед около  12 - 12.30 часов, затем дневной сон до 15 часов. Поэтому укладываться спать вечером нужно не позднее 21часа. Если дома ваш малыш не спит днем, нужно научить его лежать тихо и думать, мечтать, вспоминать что-то и т.д. Режим питания сада простой - завтрак, второй завтрак, обед, полдник. Кто-то не завтракает дома, кто-то не может выходить из дома голодным. В любом случае, постарайтесь подстроиться под вашего ребенка – лучше попросить не кормиться завтраком в саду, чем не разрешать завтракать голодному ребенку в преддверии завтрака. Не забудьте научить малыша проситься в туалет, не стесняясь, и также не стесняться ходить в «общественный» туалет – иначе природные потребности могут стать причиной ежедневных мучений – в туалет хочется, а ходить «в компании» - неудобно.

Детский сад – это самостоятельность. Поэтому обучайте ребенка самообслуживанию: умению  самостоятельно  раздеваться   и одеваться,  пользоваться салфетками, туалетной бумагой,  кушать и убирать за собой игрушки.    Важнейший этап подготовки к саду – закаливание организма. Да, частые болезни, особенно в первый год посещения сада –  головная боль практически всех мам. Однако закаленные дети  болеют реже и легче. Начинать, разумеется, нужно заранее, с наступлением теплого сезона. Бегайте босиком по полу и земле, обливайтесь или обтирайтесь холодной водой, приучайте постепенно к более легкой одежде. Лучше и интереснее, если закаляться вы будете вместе, в  идеале – всей семьей и эта процедура  будет не гигиенической «обязаловкой», а игрой или даже соревнованием.

Готовимся к временной разлуке.

Повторимся – прежде всего к разлуке должны быть готовы вы, иначе сильная тревожность или ревность матери помешает малышу легко пережить временную разлуку с ней.

Если ваш ребенок  до сада подавляющую часть времени проводил с вами, разумно за некоторое время до сада начать  «тренировать» малыша, приучать его  к тому факту, что  периодически вы будете расставаться, но обязательно(!) встречаться снова. Никогда, даже в качестве крайней воспитательной меры нельзя пугать ребенка тем, что вы оставите его в саду и не заберете. (Детским садом, строгими воспитателями и т.д. в принципе нельзя пугать ребенка!)

Для малышей, которые тяжело расстаются с мамами, можно придумать личный ритуал прощания. Начните использовать его, уходя даже ненадолго – в магазин и т.д. Когда в сознании ребенка зафиксируется цепочка событий – расставания – ритуал прощания – возвращение мамы,  он обретет уверенность, что мама вернется и сможет легче отпускать вас. Только не забывайте использовать этот ритуал в детском саду.

И  - продолжайте совместно привыкать  к некоей независимости друг от друга. Оставляйте ребенка  на время на ваших близких, заводите друзей, на площадке не стремитесь решать за ребенка возникающие проблемы сразу же, предоставьте сначала возможность попытаться разрешить ситуацию самому. Это, кстати, даст вам возможность увидеть, как ваш ребенок склонен действовать самостоятельно – плачет ли, бьет «обидчика», легко ли мирится и т.д.

Увидеть, каков ваш ребенок в коллективе и научить его общаться и сосуществовать с другими   - очень важно. Учить его лучше не упреками, наказаниями, нотациями, а  личным примером, плюс обсуждением того, что происходит с малышом.  Пусть обучение будет практическим – на площадке берите малыша за руку, подходите к другим деткам, знакомьтесь. К примеру: «Ты хотел бы поиграть с той девочкой? Для этого нужно с ней познакомиться. Давай подойдем вместе и спросим, как ее зовут. А теперь ты скажи, как тебя зовут. Давай предложим ей поиграть вместе твоим совочком и ведерком. Если тебе нравится ее игрушка, нужно у нее попросить – можно поиграть? Мы поиграем и вернем» и т.д.

Важно научить малыша первым знакомиться, а не ждать, когда это сделают другие  (ведь могут и не сделать), спрашивать, прежде чем брать чужое, предлагать игры и игрушки и т.д.

Обеспечиваем доброжелательную атмосферу.

Самый важный компонент легкой адаптации к саду – это доверие ребенка и атмосфера в семье.  Когда ребенок доверяет своим родителям, а значит, он уверен в том, что его  потребности принимают всегда, он будет открыт, готов делиться с вами происходящим с ним. Готов прислушиваться к вам и вашим советам. Доверительная, доброжелательная атмосфера в семье, искренние отношения с родителями – залог того, что жизнь вне семьи со всеми успехами и невзгодами будет протекать легче, успешнее.

Накануне сада вообще постарайтесь свести поток критики к минимуму, побольше ободряйте ребенка, воспитывайте  уверенность в своих силах –  уверенному в себе человеку всегда легче адаптироваться к новому, чем запуганному. Посещение сада – очень большая нагрузка для неокрепшей нервной системы малыша, поэтому первые полгода как минимум в доме должно быть спокойно и тихо. Все внутрисемейные ссоры и споры желательно вынести за пределы квартиры. А все возбуждающие нервную систему впечатления (от телевизора, частых гостей, дополнительных кружков) лучше отставить на будущее. Начало посещения сада  не стоит совмещать с серьезными переменами в жизни: разводом родителей, переездом и т.п.

Рассказываем ребенку о детском садике.

Обрести уверенность в новой обстановке ребенку поможет предварительное знакомство с садиком и его распорядком. Рассказывайте ребенку о том, что такое садик, для чего он, что его там ждет. Рассказы должны создать у  вашего малыша позитивное впечатление и радостное ожидание (в идеале) предстоящего события. А как же иначе, ведь в сад идут те, кто уже подрос достаточно для того, чтобы посещать это заведение! В саду малыша ждут друзья, веселые игры и интересные занятия, а вся мебель и сантехника очень удобная – как раз под рост детей! Погуляйте около садика, посмотрите на играющих на его территории детей, посещайте  группу кратковременного пребывания где  ваш ребенок будет имеет возможность играть со своими сверстниками. Расскажите максимально подробно о режиме – когда ребенок знает, что и когда будет происходить, он чувствует себя увереннее.

И не забывайте чаще хвалить, одобрять ребенка и напоминать о том, как вы его любите.

«Как кислород для дыхания, детям необходима родительская любовь и высокая оценка».

Дороти Бриггс

Материал подготовила: Яценко М.А.,воспитатель ГКП МАДОУ д/с № 1 станицы Калининской