Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
см. Презентацию
Шкитырь Олеся Алексеевна воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1» станица Калининская, Краснодарский край, Россия.
Статья адресована педагогам детского дошкольного образования.
В статье раскрываются условия организации театрализованной деятельности в детском саду. Использование различных видов театров для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: театрализованная деятельности, театр, творчество, воспитание, эмоциональный интеллект.
Значение театрализованной деятельности в дошкольном образовании невозможно переоценить. Так как ведущей деятельностью детей, так же как и основой театральных постановок является игра.
Именно во время театрализованной игры ребёнок – дошкольник, в полной мере способен раскрепоститься, и проявить свои творческие задатки. Таким образом, использование театрализованной деятельности в детском саду позволяет нам, педагогам, выявить и раскрыть в воспитанниках то, что заложено в них самой природой.
Как отмечает Е.В Мигунова, недооценка важности воспитания творческой направленности личности ребёнка, вызывает следующие противоречия: требования к социума к творческому развитию личности и невозможностью осуществить это требование в рамках традиционной дидактической системы. Образовательным потенциалом театрального искусства в развитии творческих способностей детей и отсутствием образца такого воспитания[1].
По определению В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Театральная педагогика является одной из отраслей теории воспитания общей педагогики. Она включает систему методов, приемов, обеспечивающих самовыражение личности ребенка в творческо-продуктивной театрализованной деятельности, осуществляемое в результате актерского воздействия на него педагога.
Использование театрализованных игр и постановок в процессе образовательной деятельности, дает нам возможность сделать жизнь воспитанников насыщенной и содержательной, наполнить её яркими красками новых открытий и незабываемых впечатлений. В процессе работы над постановкой происходит развитие личности каждого участника театрализованного действия.
В своей работе с детьми я отдаю предпочтение театрализованной деятельности еще и потому, что именно она дает возможность использовать нетрадиционные подходы для формирования речи ребенка.
В группе, я создала такие условия, где дети с удовольствием проявляют свои творческие способности, увлекаясь инсценировкой, учатся управлять своими эмоциями. Разучивая и проговаривая слова персонажей, у ребят формируется связная речь и интонационный строй языка. Что актуально в наше время, в связи с приходом в детский сад все большего количества детей с проблемами в речевом развитии.
Мы разработали для детей упрощенные сценарии театрализованных представлений на основе русских народных сказок «Маша и медведь», «Зимовье зверей», классических произведений Шарля Пьеро и Братьев Грим. Ребят очень увлекают занимательные постановки на экологическую тему – «Путешествие в зимний лес», «Из жизни животных» «Репка на новый лад» и др.
Театрально-игровая среда многофункциональна и динамична. Игровой материал, который мы используем для постановок, соответствует индивидуальным интересам и возрастным возможностям детей. Совместно с родителями в игровой комнате мы оформили театрализованный уголок, который включает в себя: пальчиковый мини-театр, настольную студию игрушек, плоскостной театр на фланелеграфе и др.
В своей работе я использую различные виды театров.
«Пальчиковый театр»: мои артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. Ребята с удовольствием одевают на пальцы «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев. Такие игры развивают у ребят любознательность, воображение, коммуникабельность, способствуют развитию мелкой моторики, речи. С помощью пальчикового театр я провожу ситуативные беседы с детьми на нравственные темы, или беру интервью у различных персонажей.
«Театр рукавичек»: из старых перчаток или варежек мы с детьми шьём забавных персонажей. Дети надевают их на руки и с радостью и добротой оживают герои любимых сказок.
«Театр БиБаБо»: перчаточный кукольный театр очень нравится моим воспитанникам. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи. Я часто наблюдаю, как застенчивые дети самостоятельно создают сценарии, распределяют и озвучивают роли, а я помогаю подобрать им декорации и музыку. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальчиками. В результате нашего совместного творчества появятся веселые сценки.
«Театр теней»: Для его создания требуется ровный светлый фон, настольная лампа, немного фантазии и умелые руки. Для усиления эффекта таинственности в группе должно быть максимально темно. Посредством складывания пальцев в определенную комбинацию мы получаете образ того или иного персонажа. Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию детей, развивают воображение.
«Театр картинок на фланелеграфе»: при рассказывании сказок по опорным картинкам, дети хорошо запоминают последовательность сюжета, что влияет на развитие связной речи.
Работая в детском саду, я поняла, насколько эмоционально значимы для детей игры в театр, как положительно влияют они на развитие личности ребенка. Мои воспитанники, занимаясь театрализованной деятельностью, приобретают такие важные человеческие качества, как доброта, отзывчивость, сострадание и сочувствие персонажам.
У моих ребят, юных артистов, формируется чувство ответственности перед товарищами и педагогом. Развивается память, мышление, речь, обогащается словарный запас. Застенчивые дети преодолевают робость и страх. Активные ребята с лидерскими качествами, учатся уважать и слушать мнения своих товарищей. А я как педагог, приобретаю колоссальный опыт творческого самовыражения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
2. Мигунова Е.В. Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника: дис. ... канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2004. – 184 с.
3. «Театральная деятельность в детском саду» Москва 2003 Е.А Антипина;
4. «Театральные занятия в детском саду» Москва 2004 Маханева М.Д;
5. «Театр сказок» Санкт – Петербург 2003 Лора Поляк;