Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Особенности речевого развития детей 2-3 лет

Опубликовано 12.07.2016

Консультация для родителей.

До двух лет  у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или используются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов.

В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных - это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.
        После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, и в словах отдельные звуки то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить  шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания  развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
         С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его  миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А, для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересует название предметов и явлений, и он то и дело задает вопрос: «Что это?» Пользуйтесь благодарным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.
          В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
        С ребенком 2 3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится поле его зрения, что он видел сегодня утром не прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
        Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным его сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильно речи.
          С большим удовольствием дети, слушают рассказы о других детях, об известных животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
          Малышам нужно читать короткие стихи читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными  ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
           Ваш малыш, конечно, уже знает основные цвета(красный, синий, желтый, зеленый) . Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие  вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки»  Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте,  краской или карандашом какого цвета он рисует.
          На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования своих действий окружающих людей.  Помогайте ему в этом - называйте все, что делаете сами, комментируйте то, что делает малыш.
          Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Спасибо, за внимание!