Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Здоровый образ жизни

Опубликовано 14.12.2015

Воспитываем привычку к здоровому образу жизни с раннего возраста.

В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.

Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья (увеличилось количество врожденных аномалий, растет число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, заболеваний верхних дыхательных путей и т. д.). Это приводит к тому, что условиях систематических школьных нагрузок большинство выпускников детских садов с традиционно – организованной системой воспитания оказываются в числе неуспевающих учеников, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья.

Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное   
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Я и мои родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.

Как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно.  

Мой долг и долг моих родителей заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал я преподношу с помощью наглядных и практических методов, для этого широко использую наблюдения, обследование, самообследование, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей.

В своей работе я придерживаюсь определённых этапов, которые с учётом возможностей возраста детей позволяют обеспечить усвоение познавательного материала и воспитать нравственные чувства и отношения.    Прежде всего,  уточняю знание детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела вообще. Эта работу  начинаю с детьми с  младшего дошкольного возраста, так как те, кто постарше, без труда решают такую задачу: «Покажи, где у тебя (у мамы, у собачки) глазки, ушки, носик, язычок…». Я использовала различные игры, такие как «Спрячь ушки» (носик, глазки и т.д.) «Умывалочка», т.е. говорю: «моем ручки, ушки, глазки, ножки», малыши имитируют движения. Использовала различные иллюстрации, пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры, читала народные потешки, песенки. В простых упражнениях типа «Закрой глазки, нет, не руками, просто закрой», «покажи язычок», «давай спрячем носик от мороза», «ножками потопай, ручками похлопай», «покажи пальчики, сожми их в кулачок» тоже заложено своего рода обучение владению собственным телом.

Важность этого этапа заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.

Вопрос «Зачем тебе глаза, уши и т.д.?» задается детям  и в младшем возрасте и в старшем. Чем старше ребята, тем точнее должны быть их ответы.  Хорошо, когда такому вопросу предшествуют упражнения, опыты, наблюдения за собой, игры.   Например, я предлагала  детям закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Предлагала детям нарисовать  что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делали выводы, почему им было трудно выполнить  задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к  людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т.д.   Или  использовала такой прием: предлагала  посмотреть на предмет и рассказать о нём, а затем взять предмет в руки, обследовать его, послушать звучание и повторить рассказ о предмете. Объяснить, почему рассказ стал полнее, какие органы чувств помогли ему в этом.

В педагогическом процессе  я использовала  дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.

В результате,  дети  самостоятельно приходили к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно  необходимы человеку,  все они помогают больше узнать об окружающем.

После того, как я убеждалась в умении ребёнка называть, показывать свои органы чувств и части тела, объяснять, зачем они человеку, я переходила к следующему этапу.

Я помогала детям  найти  ответ на вопрос о том, как функционируют органы чувств, как они устроены, какими особенностями обладают. Когда речь шла о частях тела – руках, ногах, мы беседовали об их строении и функционировании,  рассматривали на себе, друг на друге, из каких частей состоят рука и нога, почему они именно так устроены. А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене? Проводили такие эксперименты: «Встань на скамейку, не сгибая ног в коленях», «Выпей воду из стакана, не сгибая рук  в локтях», «причешись». Или такая ситуация: «Если бы у людей не было пальцев?» Я предлагала сжать пальцы в кулак и попробовать застегнуть пуговицы, разрезать ножницами бумагу, написать мелом на доске и т.д. Дети с помощью таких ненавязчивых экспериментов в игровой форме убеждались о необходимости тех или иных органов.

Следующим этапом в моей работе является овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

После того как дети на практике, в жизни, убеждались в важности органов чувств и частей тела, я приступала к обучению их тому, как нужно беречь своё тело, своих помощников. Проводила с детьми беседы о том, что нам вредит или есть враги у моего организма? Среди таких «врагов» можно выделить по меньшей мере четыре: грязь, опасные предметы, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук). В беседе можно использовать стихи К. Чуковского, А. Барто.

Цель бесед – вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить их способам заботливого отношения к себе.  

Чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно попытаться научить ребёнка управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно.

Детей старшего дошкольного возраста я знакомила со значением и функционированием внутренних органов.  Конечно,  выбор органов должен быть предельно ограничен – сердце, желудок, лёгкие, мозг. Также необходимо учитывать возраст и знания детей, не перегружать большим объемом информации, научными терминами. Информация должна быть доступной, понятной и, конечно же, интересной для детей.

Работая с детьми, я стараюсь включать в свою работу как можно больше игр, потому что,  играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают детям шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми.  Удовольствие, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребёнка.

В работе с родителями я использую различные консультации, беседы, где в доступной форме излагаю материалы о необходимости ЗОЖ. Неотъемлемой частью являются проведение различных совместных развлечений, спортивных досугов, праздников.

Таким образом, систематическая работа по ЗОЖ помогает   решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, дать им определённую сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закрепить гигиенические навыки, формировать мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивать логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельности в поведении и приобщении знаний.