Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Будущий первоклассник

Опубликовано 15.03.2016

При поступлении ребёнка в школу он должен быть подготовлен по основным разделам речевого развития, которое включает в себя формирование звуковой культуры и грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Звуковая культура речи. К концу старшего дошкольного возраста у ребёнка должна быть в значительной степени сформирована звуковая культура речи, которая предполагает развитие слухового внимания и фонематического слуха (умение различать на слух звуки речи). Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки родного языка, называть слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Словарный запас. Перед поступлением в школу ребёнок должен иметь достаточный словарный запас, необходимый для того, чтобы ясно излагать свои мысли и понимать речь других людей. Хорошо, если объём активного словаря (те слова, которые малыш использует в своей речи) будет соответствовать объёму пассивного словаря ( тем словам, которые ребёнок понимает). Он должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; употреблять синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением. Обогащению словарного запаса способствует знакомство ребёнка с окружающим миром.

Грамматический строй речи. Речь будущего первоклассника должна быть грамотной. Ребёнок должен уметь правильно согласовывать слова в предложении; употреблять предлоги и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже; использовать в речи несклоняемые существительные (пальто, кофе, радио и т.п.); образовывать новые слова путём сложения двух слов или с помощью суффиксов и приставок; составлять простые и сложные предложения.

Связная речь. К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть хорошо развита речь. Будущий школьник должен обладать навыками диалогической и монологической речи; уметь отвечать на вопросы, и задавать их; самостоятельно пересказывать литературный текст, делая это выразительно, последовательно и без повторов. Полезное упражнение для развития связной речи – составление рассказа о предмете. При этом ребёнок должен назвать, к какой группе относится предмет, из чего он сделал, для чего нужен, как выглядит и т.д. Хорошо, если ребёнок может составлять рассказ по картинке, придумать фантастическую историю или рассказать о событиях, которые произошли с ним самим.

Задайте своему ребёнку эти вопросы.

    1.Какие времена года ты знаешь? Назови их по порядку.
    2.Какое время года сейчас?
    3.Какое твоё любимое время года? Почему?
    4.Сколько месяцев в году? Назови их по порядку.
    5.Каким месяцем начинается год, а каким заканчивается?
    6.Какой сейчас месяц?
    7.Назови по порядку дни недели. Какой сегодня день недели?
    8.Какой день недели будет завтра?
    9.Какой твой любимый день недели? Почему?
    10.Какое сейчас время суток – утро, день, вечер или ночь?
    11.В какое время суток ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь?

Многие современные школы предъявляют к будущим первоклассникам по-вышенные требования – ребёнок должен уметь читать слова, предложения и даже тексты. Формировать навык чтения необходимо постепенно и последовательно, начиная со звукового анализа слов, а затем переходить к чтению слогов, слов, предложений и текстов.

Звуковой анализ слова. Знакомство со звуками- начальный этап обучения ребёнка чтению. К моменту поступления в школу ребёнок должен правильно и отчётливо произносить все звуки родного языка. Хорошо, если малыш может определять место звука в слове ( в начале, в середине или в конце), называть слова с определённым звуком. Будущий школьник должен иметь представление о гласных и согласных звуках, различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Ребёнок должен знать, что буква – это письменное обозначение звука и что в русском алфавите 33 буквы, среди которых мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают.

Чтение слогов. Следующий этап обучения чтению – формирование базового навыка – умения читать слоги. Важно, чтобы малыш называл буквы не по отдельности, а читал слог сразу, плавно «пропевая» его, как песенку.

Чтение слогов. Хорошо освоив навык чтения открытых и закрытых слогов, ребёнок переходит к чтению слов – сначала простых. А затем более сложных. При чтении слов необходимо читать все звуки слитно, на начальном этапе  «пропевая»  слова. Одновременно с освоением навыка чтения слов малыш обучается основам грамоты – учится определять количество слогов в слове, обозначать ударный слог.

Чтение предложений. Если ребёнок хорошо читает слова, следует переходить к чтению предложений. Малыш должен знать, что предложение может состоять из одного или нескольких слов, а первое слово всегда пишется с большой буквы. Важно научит ребёнка различать предложения по интонации (повествовательные, восклицательные, вопросительные).

Чтение текстов. Хорошо сформированный навык чтения слов и предложений позволяет ребёнку прейти к чтению небольших текстов. При этом он должен уметь пересказывать прочитанный текст своими словами. Очень важно поддерживать у ребёнка интерес к чтению и следить за тем, чтобы малыш не переутомлялся во время занятий.

Перед поступлением в школу у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая моторика и координация руки, сформированы элементарные навыки письма. Малыш должен уметь проводить линии, выполнять штриховку, копировать рисунки, ориентироваться на листе бумаги в клетку и линейку.

Проведение линий. Умение проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые) – один из показателей сформированности графических навыков у ребёнка - дошкольника.  Малыш учится проводить линии в разных направлениях, обводит рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Выполнение штриховки. Следующий этап развития мелкой моторики и координации руки – штриховка. Это упражнение заключается в проведении прямых параллельных, горизонтальных, вертикальных или наклонных линий, не выходящих за контур фигуры. Ребёнок старшего дошкольного возраста уметь выполнять штриховку в разных  направлениях и различными способами – прямыми, волнистыми,  ломанными линиями.

Копирование рисунков. Эти упражнения развивают не только мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание малыша. Сначала ребёнок копирует простые фигуры и рисунки, а затем переходит к более сложным.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Перед поступлением в школу ребёнок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Для этого существуют разнообразные упражнения – прописывание элементов, рисование узоров и срисовывание фигур. Полезное упражнение - графический диктант: малыш должен без ошибок под диктовку взрослого нарисовать фигуру по клеточкам.

Ориентировка на листе бумаги в линейку. Ребёнок должен уметь ориентироваться и на листе бумаги в линейку. Хорошо, если малыш прописывает элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдает заданный наклон элементов. Умение рисовать и писать на бумаге в линейку – один из показателей готовности ребёнка к овладению навыком письма.

Во время занятий обязательно обратите внимание, какой рукой малыш рисует, как он работает с образцом – часто ли смотрит на него или рисует по памяти. Сверяет ли свой рисунок после окончания работы.