Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.
Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:
- Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
- Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
- Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
- Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
- Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
- Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;
- Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить
от контакта; - Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;
Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей. В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.
Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков. Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав :
- «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых;
- «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища;
- «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни.
Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.
Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.
Ролевые игры являются одним из основных видов деятельности дошкольника. При помощи игры дети воспринимают и изучают окружающий мир, учатся общаться, решать возникающие проблемы. Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.
Я, как социальный педагог, также веду работу в данном направлении. Например, в группе среднего дошкольного возраста 27 апреля 2022 года было проведено занятие, где воспитанники узнали о «Конвенции о правах ребёнка», посредством игр и беседы вспомнили о своих правах и обязанностях. Дети сами пришли к выводу, что необходимо уважать, доброжелательно относиться друг к другу, независимо от расовой принадлежности.