Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Ранняя профориентация дошкольника

Опубликовано 11.10.2019

Цель: помощь родителям в формировании у ребенка эмоционального отношения к миру профессий. Актуальность данной консультации, ее новизна и практическая значимость заключается в том, что профориентация дошкольников в настоящее время является важным направлением работы в дошкольных учреждениях.

Что такое профессиональная ориентация?

Профессиональная ориентация – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности.

Дети в дошкольном возрасте уже проявляют себя как личность. Они начинают интересоваться той или иной деятельностью, у них проявляются способности и наклонности в различных областях. Предоставив ребенку как можно больше информации о мире профессии, мы можем в дальнейшем расширить возможности выбора профессиональной деятельности.

В детском саду ребенок получает представление о профессиях и знакомится с их многообразием.  Они узнают о разных профессиях через сказки, игры, общение с взрослыми. Благодаря полученным представлениям, у детей формируются познания о работе родителей, появляется возможность познакомиться с рабочим местом той или иной профессии, а так же свойственными ей трудовыми операциями.

Важной задачей взрослых не пропустить этот момент, именно в детстве ребенок с радостью открывает удивительный, яркий и интересный для него окружающий мир. Ребенок растет и развивается, знакомится со свойствами предметов и явлений, расширяет знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, узнать поближе, что именно выполняют они на работе. Поэтому именно вы, родители должны рассказывать своим детям о ваших профессиях.

Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии?

Семья играет важнейшую роль в формировании отношения к трудовой профессиональной деятельности. Каждый взрослый имеет свою точку зрения по поводу той или иной профессии, которую передает ребенку, часто сам не задумываясь об этом.
- Родитель может дать представление не только о своей профессии, но и о любой другой. Рассказывать лучше в нейтральной форме, чтобы у ребенка была возможность сформировать собственное отношение. Большое впечатление на детей производят рассказы, основанные на личном опыте, когда взрослые делятся своими историями из жизни.
- Но рассказы, это еще не все, что вы можете поведать ребенку. Можно, например, устроить экскурсию в магазин или в больницу, обращая при этом внимание ребенка на особенности деятельности взрослого. При возможности, покажите место своей работы и расскажите о своей профессии. Такой опыт обязательно запомнится ребенку и может в будущем повлиять на выбор его профессии.
- Нормально, если ребенок неоднократно меняет свой выбор. Главный вопрос в данный период: чем ты хочешь заниматься, когда вырастешь? Пусть ребенок фантазирует: «Представь, ты вырос и стал…».

Что мы делаем в детском саду?

Профориентационная работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, учат с ними стихи, отгадывают загадки, знакомятся с пословицами и поговорками о труде. Для систематизаций детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам  труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Веселые поварята», «Магазин» и др.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно – ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. Сюжетно – ролевая игра позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.

Что мы хотим?

С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим. Чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место.. что труд – это основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами – по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

Самое главное, для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

Важно, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.