Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Реализация задач по речевому развитию детей в младшей группе

Реализация задач по речевому развитию детей в младшей группе

Опубликовано 07.04.2016

Опыт работы.

1 слайд.  "Речь удивительное  сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им" цитата из высказываний немецкого философа Георга Гегеля.

см. Презентацию

2 слайд. Актуальность речевого развития:  Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для речевого развития ребенка. В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения детей дошкольного возраста, формирование предпосылок чтения и письма.

3 слайд.  В дошкольном образовании разработаны задачи речевого развития, которые выделены в образовательную область "Речевое развитие"
4 слайд. Для решения задач речевого  развития в своей работе использую разнообразные методы:
 5 слайд. Наглядный метод: непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии).
В течении года  проводила экскурсии по территории детского сада, дети наблюдали за сезонными изменением в природе, трудом дворника, выполняли трудовые поручения, что дало возможность изучить предметы или явления в естественной  обстановке. Проводила экскурсии в кабинет логопеда, медицинский кабинет, на прачечную, в кубанский уголок, уголок природы, кабинет психолога, где проводились беседы, целью которых является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи, расширение представлений об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
6 слайд. Наглядный метод:
 Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам). В непосредственной образовательной деятельности, в свободное время дети рассматривали картины из серии "Времена года", "Дикие и домашние животные", иллюстрации к тематическим праздникам, например "День защитника Отечества". Дети  знакомились и рассматривали новые игрушки, в гости к ним приходили котёнок Пушок, кукла Света, Хрюша и другие персонажи, составляли описательные рассказы, рассказывали игрушкам о своей группе, что помогло сформировать умение составлять рассказы по картинам  и сюжетным картинкам, правильно формировать  грамматический строй речи, обогащался активный  и пассивный словарь.
7 слайд.  Словесные методы:
 Дети внимательно слушали чтение русских народных сказок "Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Зимовье зверей" и другие, произведения русских и зарубежных авторов, что помогло отвечать на вопросы по содержанию произведений, пересказывать небольшие по содержанию тексты, проводилась обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Старалась поставить вопросы так, чтобы побуждать детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.  Дети свободно заучивают наизусть стихотворения, считалки, загадки. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей.  
  8 слайд.  Практические методы:
В группе имеется набор дидактических игр по речевому развитию. "Какая, какое, какие?", "Кто в домике живёт", "Времена года", "Большой - маленький", "Скажи наоборот", "Бывает- -не бывает" и другие игры, которые пополняют и активизируют словарь, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дети с удовольствием участвуют в играх - драматизациях, инсценировках сказок "Теремок", "Репка", "Колобок", что делает жизнь детей интересной и содержательной , наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки.  Проводимые в группе и на прогулке дидактические упражнения, хороводные игры "Ровным кругом", "Карусель", "Совущка", "Эхо", "Мышеловка" побуждают детей к подражательной речевой деятельности,  расширяют объём понимания речи.
9 слайд.  Педагогические технологии:
 В  работе по развитию речи использую педагогические технологии, при помощи которых решаю поставленные задачи.  Для меня принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Использую современные образовательные технологии :
- здоровьесберегающие технологии;
 -  личностно-ориентированные технологии;
-  технология портфолио дошкольника и воспитателя;
-  игровая технология;
-  технология «ТРИЗ» и др.
10 слайд. Технология проектной деятельности - проводился краткосрочный проект "Осенняя прогулка", дети в игровой форме на прогулке при помощи стихотворений запоминали правила поведения в природе по книге "Правила поведения всем на удивление".
11 слайд.  Технология исследовательской деятельности - проводилась краткосрочная экспериментальная работа по исследованию свойств воды зимой "Волшебная снежинка", дети превращали воду в лёд и наоборот, окрашивали воду, наблюдали за снегом на морозе и в теплом помещении что вызвало  у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природой.
12 слайд. Информационно-коммуникационные технологии применяю во всех видах детской деятельности- просмотр познавательных презентаций по развитию речи, просмотр презентаций при проведении праздников к 8 марта "Мамочка любимая", дню защитника Отечества "Военная техника" ,  "Русские богатыри", просмотр презентаций совместно проведённых проектов, при инсценировке сказок. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждый вид деятельности нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приёмы и методы образования.
13 слайд. Для полноценного развития речи детей создала развивающую предметно- пространственную среду - центр двигательной деятельности, центр сюжетной игры, центр науки, сенсорный центр, центр искусства, центр грамотности "Грамотейкин".  Развитие речи протекает успешно в благоприятной речевой среде. В книжном уголке находятся книги русских и зарубежных писателей: Шарль Перро "Волшебные сказки", К. Чуковский "Стихи и сказки", сборник "Удивительные сказки", сборник произведений А.Л. Барто, "Загадки в картинках" и многие другие. Детские познавательные журналы "Колобок", "Непоседа". Дети свободно берут книги, за столиками спокойно общаются, рассматривают иллюстрации, обмениваются мнением. В уголке есть дидактические и настольно - печатные игры "Моя квартира", "Закрой картинку", "Времена года", "Чья мама?", "Кто где живёт?". Наборы картинок для группировки: посуда, одежда, птицы, овощи и другие. Лото "Овощи", "Игрушки"и другие. Разрезные картинки, кубики помогают сосредоточится, дети помогают друг другу, обсуждают правильно ли собрана картинка. Крупные картинки для демонстрации на магнитной доске "Транспорт", "Птицы", "Дикие животные" и другие. Наборы сюжетных картинок для составления рассказов.
14 слайд.   Успех своей работы по развитию речи вижу во взаимодействии с семьями воспитанников, установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которой корректирую позицию родителей.   Рассказываю родителям, что овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, я провела анкетирование. По результатам которого предложила родителям некоторые рекомендации:
- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
- рассказывать о своей работе;     
-  показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах;     
-  рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;        
-  ходить с детьми на экскурсии;   
-  объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;  
- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;
- заучивать с ребенком стихотворения и т.д.
15 слайд. Одной из форм взаимодействия с родителями, направленной на повышение компетентности  в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Развитии речи младших дошкольников». Целью данного собрания было – объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития речи. В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей  и наметили пути решения этих проблем. Одной из проблем является отсутствие опыта и не знание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Логопед Жученко Т.М, психолог Миронова Е.В предложили практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.      
    16 слайд.     В приемной группы оформила информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей 3 -4 лет». Рекомендую родителям знакомится с содержанием папки - передвижки "Развитие речи детей 2 младшей группы", предоставила буклеты с полезной информацией по теме речевого развития. Вместе с родителями создали папку "Речевой дневник", в которой родители в письменном виде делятся опытом работы с детьми дома по речевому развитию. В дальнейшем планирую предоставлять информацию, интересующую родителей. Родители получат рекомендации: " Книги, которые следует читать детям разного дошкольного возраста"; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки. Так же в ежедневных индивидуальных беседах информирую родителей по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.                                                                          
 Вывод:
 - Дети овладели речью как средством общения и культуры, устная речь детей сформирована на таком уровне, что они не испытывают трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, речь их понятна окружающим.
- Обогащение активного словаря происходит за счет основного словарного фонда дошкольника, зависит от словаря воспитателя и словаря родителей. Для расширения словаря детей созданы благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы.
 - Дети овладевают связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью, умеют изменять слова, соединять их в предложения.
- Развитие речевого творчества, работа не простая, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это происходит в специально созданных для этого условиях.
 - Ежедневно происходит знакомство с книжной культурой, детской литературой, дети понимают  на слух тексты различных жанров детской литературы.
- У детей формируется звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте.
 - Происходит развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, дети  усваивают систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
И закончить своё выступления  хотела словами Чарльза  Диккенса:
"Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим".