Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Образовательный проект

Опубликовано 26.10.2015

Индивидуально – дифференцированный подход к физическому развитию и оздоровлению   дошкольников   или тропинки к ЗОЖ для всей семьи

см. Презентацию

см. Опыт работы

СЛАЙД 1

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем детского сада и семьи. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.  Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин:
- дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера;
- некоторые родители чрезмерно увлекаются и интеллектуальным развитием своих малышей: посещение различных курсов и кружков не оставляют времени для игр на детских площадках, лишает ребенка общения ребенка со сверстниками в  игре;
-  также в процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам, неумение правильно держать свое тело, неправильная одежда и обувь обычно приводит к деформации позвоночника, ног и стоп.

СЛАЙД 2

Но как это сделать, какими средствами и путями? Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, так чтобы каждый ребенок получил оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развить интерес к занятиям по физической культуре, потребность в ЗОЖ? Как заинтересовать современного ребенка занятием спорта? Ведь обычные стандартные занятия по физической культуре не вызывают у них интерес. Что же делать?

СЛАЙД 3

Проанализировав все вышесказанное, пришли к выводу, что одним из основных условий совершенствования физического развития детей является изучение их индивидуальных особенностей в разных видах двигательной деятельности и осуществления на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода.
         
СЛАЙД 4

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

СЛАЙД 5

Опираясь на оздоровительно – развивающие программы «Здравствуй» автор М. Л. Лазарев, «Здоровячок» авторы Т.С. Никонорова, Е. М. Сергиенко; «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста» автор Н. Н. Ефименко была, сформулировала основная цель опыта работы:

Сохранение и укрепление здоровья детей, создание устойчивой мотивации и потребности у детей и родителей в сохранении своего здоровья.

СЛАЙД 6

И определили следующие задачи: (их вы видите сейчас на экране)
1. Укреплять физическое  и психическое здоровье детей;
совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям.
2.  Формировать  двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; правильную осанку, гигиенические навыки.
3.  Создать условия для выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста;
4. Выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.
5.  Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, физических упражнениях и играх,  привычку к соблюдению режима.
6. Установить доверительные взаимодейственные   отношения с родителями.
          
СЛАЙД 7

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:
 - Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность;
 - Использование игровых приемов в двигательной деятельности дошкольников;
- Использование театрализованной деятельности на занятиях физкультурой;
 - Введения  музыкального сопровождения образовательную деятельность;
 - Использование ИТК для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
 - Обязательное использование в конце занятий рефлексии;
- Постоянное взаимодействие с родителями воспитанников;
                       
СЛАЙД 8

После изучения научной литературы в основу опыта работы по физкультурно-оздоровительному развитию детей дошкольного возраста на основе индивидуально – дифференцированного подхода положены принципы ФГОС дошкольного образования (вы их видите сейчас на экране)
 - Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
 - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
 - Возрастная адекватность  дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

СЛАЙД 9 - 10

Для решения поставленных задач  созданы определенные условия в спортивном зале, которые позволяют в полной мере заниматься физкультурно-оздоровительной работой с дошкольниками.

Для того чтобы преступить к выполнению образовательной деятельности необходимо разработать, описать и апробировать модель создания индивидуально образовательного маршрута физкультурного развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

Элементами модели станут разработки индивидуальных карт сопровождения детей  с разработанными мероприятиями оздоровления в детском саду и в семье воспитанника.

СЛАЙД 11

Объектом исследования данного проекта является физическое  развитие и  оздоровление дошкольников, а также просвещение родителей  в вопросах здорового образа жизни.

СЛАЙД 12

Предметом исследования является разработка индивидуального двигательного и оздоровительного  маршрута для  ребенка с разным уровнем физического развития и подготовленности.

СЛАЙД 13

Целью данного проекта является:
Разработка, описание и апробирование модели создания индивидуального образовательного маршрута, развития ребенка в условиях детского сада и семьи воспитанника, обеспечивающую укрепление здоровья детей, создание устойчивой мотивации и потребности у детей и родителей в сохранении своего здоровья.

СЛАЙД 14

Задачи, которые мы ставим перед собой:
1. Разработать инструментарий оценки уровня физической подготовленности, ребенка дошкольного возраста.
2. Определить необходимость и степень участия педагогов ДОУ и дополнительных специалистов в обеспечении равных возможностей для физической подготовленности  детей дошкольного возраста.
3. Разработать индивидуальные образовательные маршруты с целью реализации преемственности со спортивными образовательными учреждениями;
4.  Разработать пути и направления участия родителей в обеспечении равных возможностей в физкультурно-оздоровительном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

СЛАЙД 15 -16

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по выполнению поставленных задач   Сроки исполнения
Задача 1. Разработать инструментарий оценки уровня физической подготовленности, ребенка дошкольного возраста.
1.Создание условий в ДОУ для проведение экспериментальной работы.
2. Подготовка диагностического игрового материала для оценки уровня физической подготовленности  дошкольников.
3.Проведение игрового мониторинга оценки уровня физической подготовленности дошкольников.
4.Аналитический обзор результатов проведенного мониторинга.
5.Дооборудование и оснащение спортивного зала в соответствии с ФГОС ДО.
5.Разработка и формирование индивидуального двигательного и оздоровительного  маршрута для  ребенка в условиях ДОУ и семьи.   

СЛАЙД 17-18

Задача 2. Определить необходимость и степень участия педагогов ДОУ и дополнительных специалистов в обеспечении равных возможностей для физической подготовленности  детей дошкольного возраста.

1.Определение необходимости  и степени участия педагогов ДОУ и дополнительных специалистов по обеспечению равных возможностей в физкультурно-оздоровительном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
2. Осуществление индивидуального подхода в физическом развитии и оздоровлении дошкольников на основе состояния здоровья детей, на основе физической подготовленности, на основе двигательной активности.

СЛАЙД 19-20

Задача 3. Разработать индивидуальные образовательные маршруты для физически одаренных детей,  с целью реализации преемственности со спортивными образовательными учреждениями;
1.Разработка ряда мероприятий, направленных на выявление и стимулирование  физически одаренных детей, с целью создания  условий  для  реализации преемственности со спортивными образовательными учреждениями района.
2.Составить план индивидуального двигательного и оздоровительного маршрута   для детей, имеющих ярко выраженные способности  к  спортивным занятиям.
2. Развивать детскую одаренность  через личностно – ориентированный подход и   кружковую секцию «Школа мяча».

СЛАЙД 21-22

Задача 4. - разработать  направления и мероприятия для  участия родителей в обеспечении равных возможностей в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

1.Подготовка буклетов, выпуск газеты детского сада, использование  Сайта ДОУ: http://сказка-калин.рф для просвещения  родителей  в вопросах  физического развития и оздоровления дошкольников.
2.Использование   во взаимодействии с семьей деятельностного подхода   к  физическому  развитию и оздоровлению  детей дошкольного возраста.
3.Проведение мастер – классов, тренингов для родителей по ЗОЖ.
4.Проведение спортивных праздников с участием родителей.    

СЛАЙД 23

Реализация проекта по теме «Индивидуально – дифференцированный подход к физическому развитию и оздоровлению   дошкольников или тропинки к ЗОЖ для всей семьи» позволит: (вы можете прочитать на экране)
-   выявить имеющиеся проблемы в физическом развитии ребенка и своевременно оказать необходимую помощь и коррекцию в физкультурно-оздоровительном направлении;
-   разработать индивидуальный   двигательный, развивающий  маршрут  физически одаренных детей.
-      повысить образованность родителей в вопросах ЗОЖ;
- сохранить эмоциональную сторону семейного воспитания, одновременно предоставляя ребенку возможность физического, социального, психологического и личностного развития в общении с взрослыми и сверстниками;

СЛАЙД 24

Основными факторами, обеспечивающими эффективную деятельность в реализации проекта, является использование современных здоровьезберегающих технологий, которые проводятся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Образовательная деятельность по физическому воспитанию проходят в спортивном зале два раза в неделю. За каждым ребенком оздоровительной группы ведется наблюдение.

В работе с ЧДБ используется:
 -щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию (ограничиваю или исклю¬чаю упражнения, выполняемые в быстром темпе);
- упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц (надувание шариков, выдох в воду через трубочку и др.);
- общеукрепляющие и дыхательные упражнения (с озвученным выдохом и др.);
-оздоровительные игры;
-самомассаж биологически активных точек (БАТ)

В группе с нарушением опорно - двигательного аппарата используется не только традиционную оздоровительную гимнастику, но и ряд нетрадиционных  мероприятий, среди которых преобладают:
-коррекционно-развивающий комплекс
-оздоровительный час,
-театр прикосновений, алфавит телодвижений - обеспечивающие комфортные условия, индивидуальные качества, физическое и психическое здоровье ребенка;

 

СЛАЙД 25

- веселая зарядка в стихах, загадках, на тренажерах – вовлечение детей в активную деятельность, направленные на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;
- горизонтальный балет или пластик-шоу – новый стиль работы, оказывающий колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие, где используются элементы акробатики, хореографии, ритмики, художественной гимнастики, аэробики.

СЛАЙД 26

Для выявления физически одаренных детей также проводится мониторинг  и на основании объективной оценки, формирую группы детей в спортивную секцию «Школа мяча», организованную на базе нашего детского сада.  

СЛАЙД 27

Еще одна из причин слабого физического развития дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Я уверенна, в душе каждого педагога, должно быть место для родителей воспитанников.

У меня получилось   5 основных тропинок к семьям воспитанников:(их вы видите сейчас на экране)
1. Оздоровительные тропинки к семьям воспитанников с высоким уровнем двигательной активности.
2. Оздоровительные тропинки к семьям воспитанников с низким уровнем двигательной активности.
3.  Оздоровительные тропинки к семьям часто болеющих детей (ЧБД).
4. Оздоровительные тропинки к семьям воспитанников коррекционно - профилактической  направленности.
5.  Оздоровительные тропинки к семьям воспитанников одаренных детей.

СЛАЙД 28

С детьми, у которых высокая двигательная активность я предлагаю индивидуальную схему тропинки, где советую родителям:
-  не ограничивать (без крайней нужды) подвижность ребенка.  
- организовывать специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность.
-  отдать в кружок или секцию.
Закаливайте ребенка, не держите дома, и мы уверенно пройдем по первой тропинке вместе!

СЛАЙД 29

У малоподвижных детей, наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость. Для того чтобы привлечь такого ребенка   физической культуре и тем самым повысить уровень двигательной активности, я предлагаю, различные  маршруты тропинок  с использованием нетрадиционного подхода.
Разные   нетрадиционные предметы можно использовать  в увлекательных оздоровительных играх и вместе со своим ребенком отправиться по этой сказочной тропинке к здоровью.

СЛАЙД 30

В работе в группе с ЧБД  предлагаем использовать родителям:
1.Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по   физическому воспитанию.
2.Упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц.
3.Общеукрепляющие и дыхательные упражнения.
4.Оздоровительные игры;
5.Самомассаж биологически активных точек (БАТ);
   Эта тропинка к ЗОЖ способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью.

СЛАЙД 31

Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности ипользуютсяс различные формы общения с семьей: ( они перечислены на слайде)

Для поддержки   одаренного ребенка в семье,  я составляю индивидуальную схему тропинки для его родителей, где расписаны различные мероприятия для проведения в семейном кругу.

И эта тропинка к здоровью становится не только развивающей, но и увлекательной.

СЛАЙД 32

«Дни здоровья», Спортивные праздники и развлечения посвященные «Дню защитника отечества», «Дню Матери», «Лето красное» и многие другие, на которых уже стало постоянной традицией приходить всей семьей и принимать активное участие.

СЛАЙД 33

Таким образом, индивидуально - дифференцированный подход к детям в зависимости от их индивидуальных возможностей является одним из условий оптимизации воспитательно-образовательного процесса на занятиях физической культуры в детском саду. А также полученная информация, практический и взаимодейственный опыт, полученный родителями, помогут:
-повысить эффективность работы ДОУ по оздоровлению детей,
-получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
-сформировать потребность в здоровом образе жизни в семье;
-обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье, детском саду и в дальнейшем .

3.1. Список литературы:

1.Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко – Воронеж, 2007 г.
2.Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.О. Н. Моргунова – Воронеж, 2007 г.
3.Оздоровительно – развивающая программа «Здравствуй».М. Л. Лазарев – Москва, 2004 г.
4. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего возраста». Н. Н. Ефименко,
5. Если ребенок часто болеет. О. В. Козырева- Москва «Просвещение», 2008 г.
6.Школа мяча. Н. Н. Николаева – Санкт – Петербург, 2008г.