Индивидуально – дифференцированный подход к физическому развитию и оздоровлению дошкольников или тропинки к ЗОЖ для всей семьи
см. Презентацию
см. Опыт работы
СЛАЙД 1
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем детского сада и семьи. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин:
- дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера;
- некоторые родители чрезмерно увлекаются и интеллектуальным развитием своих малышей: посещение различных курсов и кружков не оставляют времени для игр на детских площадках, лишает ребенка общения ребенка со сверстниками в игре;
- также в процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам, неумение правильно держать свое тело, неправильная одежда и обувь обычно приводит к деформации позвоночника, ног и стоп.
СЛАЙД 2
Но как это сделать, какими средствами и путями? Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, так чтобы каждый ребенок получил оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развить интерес к занятиям по физической культуре, потребность в ЗОЖ? Как заинтересовать современного ребенка занятием спорта? Ведь обычные стандартные занятия по физической культуре не вызывают у них интерес. Что же делать?
СЛАЙД 3
Проанализировав все вышесказанное, пришли к выводу, что одним из основных условий совершенствования физического развития детей является изучение их индивидуальных особенностей в разных видах двигательной деятельности и осуществления на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода.
СЛАЙД 4
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
СЛАЙД 5
Опираясь на оздоровительно – развивающие программы «Здравствуй» автор М. Л. Лазарев, «Здоровячок» авторы Т.С. Никонорова, Е. М. Сергиенко; «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста» автор Н. Н. Ефименко была, сформулировала основная цель опыта работы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, создание устойчивой мотивации и потребности у детей и родителей в сохранении своего здоровья.
СЛАЙД 6
И определили следующие задачи: (их вы видите сейчас на экране)
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей;
совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям.
2. Формировать двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; правильную осанку, гигиенические навыки.
3. Создать условия для выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста;
4. Выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.
5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, физических упражнениях и играх, привычку к соблюдению режима.
6. Установить доверительные взаимодейственные отношения с родителями.
СЛАЙД 7
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность;
- Использование игровых приемов в двигательной деятельности дошкольников;
- Использование театрализованной деятельности на занятиях физкультурой;
- Введения музыкального сопровождения образовательную деятельность;
- Использование ИТК для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
- Обязательное использование в конце занятий рефлексии;
- Постоянное взаимодействие с родителями воспитанников;
СЛАЙД 8
После изучения научной литературы в основу опыта работы по физкультурно-оздоровительному развитию детей дошкольного возраста на основе индивидуально – дифференцированного подхода положены принципы ФГОС дошкольного образования (вы их видите сейчас на экране)
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
СЛАЙД 9 - 10
Для решения поставленных задач созданы определенные условия в спортивном зале, которые позволяют в полной мере заниматься физкультурно-оздоровительной работой с дошкольниками.
Для того чтобы преступить к выполнению образовательной деятельности необходимо разработать, описать и апробировать модель создания индивидуально образовательного маршрута физкультурного развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Элементами модели станут разработки индивидуальных карт сопровождения детей с разработанными мероприятиями оздоровления в детском саду и в семье воспитанника.
СЛАЙД 11
Объектом исследования данного проекта является физическое развитие и оздоровление дошкольников, а также просвещение родителей в вопросах здорового образа жизни.
СЛАЙД 12
Предметом исследования является разработка индивидуального двигательного и оздоровительного маршрута для ребенка с разным уровнем физического развития и подготовленности.
СЛАЙД 13
Целью данного проекта является:
Разработка, описание и апробирование модели создания индивидуального образовательного маршрута, развития ребенка в условиях детского сада и семьи воспитанника, обеспечивающую укрепление здоровья детей, создание устойчивой мотивации и потребности у детей и родителей в сохранении своего здоровья.
СЛАЙД 14
Задачи, которые мы ставим перед собой:
1. Разработать инструментарий оценки уровня физической подготовленности, ребенка дошкольного возраста.
2. Определить необходимость и степень участия педагогов ДОУ и дополнительных специалистов в обеспечении равных возможностей для физической подготовленности детей дошкольного возраста.
3. Разработать индивидуальные образовательные маршруты с целью реализации преемственности со спортивными образовательными учреждениями;
4. Разработать пути и направления участия родителей в обеспечении равных возможностей в физкультурно-оздоровительном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;
СЛАЙД 15 -16
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по выполнению поставленных задач Сроки исполнения
Задача 1. Разработать инструментарий оценки уровня физической подготовленности, ребенка дошкольного возраста.
1.Создание условий в ДОУ для проведение экспериментальной работы.
2. Подготовка диагностического игрового материала для оценки уровня физической подготовленности дошкольников.
3.Проведение игрового мониторинга оценки уровня физической подготовленности дошкольников.
4.Аналитический обзор результатов проведенного мониторинга.
5.Дооборудование и оснащение спортивного зала в соответствии с ФГОС ДО.
5.Разработка и формирование индивидуального двигательного и оздоровительного маршрута для ребенка в условиях ДОУ и семьи.
СЛАЙД 17-18
Задача 2. Определить необходимость и степень участия педагогов ДОУ и дополнительных специалистов в обеспечении равных возможностей для физической подготовленности детей дошкольного возраста.
1.Определение необходимости и степени участия педагогов ДОУ и дополнительных специалистов по обеспечению равных возможностей в физкультурно-оздоровительном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
2. Осуществление индивидуального подхода в физическом развитии и оздоровлении дошкольников на основе состояния здоровья детей, на основе физической подготовленности, на основе двигательной активности.
СЛАЙД 19-20
Задача 3. Разработать индивидуальные образовательные маршруты для физически одаренных детей, с целью реализации преемственности со спортивными образовательными учреждениями;
1.Разработка ряда мероприятий, направленных на выявление и стимулирование физически одаренных детей, с целью создания условий для реализации преемственности со спортивными образовательными учреждениями района.
2.Составить план индивидуального двигательного и оздоровительного маршрута для детей, имеющих ярко выраженные способности к спортивным занятиям.
2. Развивать детскую одаренность через личностно – ориентированный подход и кружковую секцию «Школа мяча».
СЛАЙД 21-22
Задача 4. - разработать направления и мероприятия для участия родителей в обеспечении равных возможностей в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
1.Подготовка буклетов, выпуск газеты детского сада, использование Сайта ДОУ: http://сказка-калин.рф для просвещения родителей в вопросах физического развития и оздоровления дошкольников.
2.Использование во взаимодействии с семьей деятельностного подхода к физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста.
3.Проведение мастер – классов, тренингов для родителей по ЗОЖ.
4.Проведение спортивных праздников с участием родителей.
СЛАЙД 23
Реализация проекта по теме «Индивидуально – дифференцированный подход к физическому развитию и оздоровлению дошкольников или тропинки к ЗОЖ для всей семьи» позволит: (вы можете прочитать на экране)
- выявить имеющиеся проблемы в физическом развитии ребенка и своевременно оказать необходимую помощь и коррекцию в физкультурно-оздоровительном направлении;
- разработать индивидуальный двигательный, развивающий маршрут физически одаренных детей.
- повысить образованность родителей в вопросах ЗОЖ;
- сохранить эмоциональную сторону семейного воспитания, одновременно предоставляя ребенку возможность физического, социального, психологического и личностного развития в общении с взрослыми и сверстниками;
СЛАЙД 24
Основными факторами, обеспечивающими эффективную деятельность в реализации проекта, является использование современных здоровьезберегающих технологий, которые проводятся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Образовательная деятельность по физическому воспитанию проходят в спортивном зале два раза в неделю. За каждым ребенком оздоровительной группы ведется наблюдение.
В работе с ЧДБ используется:
-щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию (ограничиваю или исклю¬чаю упражнения, выполняемые в быстром темпе);
- упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц (надувание шариков, выдох в воду через трубочку и др.);
- общеукрепляющие и дыхательные упражнения (с озвученным выдохом и др.);
-оздоровительные игры;
-самомассаж биологически активных точек (БАТ)
В группе с нарушением опорно - двигательного аппарата используется не только традиционную оздоровительную гимнастику, но и ряд нетрадиционных мероприятий, среди которых преобладают:
-коррекционно-развивающий комплекс
-оздоровительный час,
-театр прикосновений, алфавит телодвижений - обеспечивающие комфортные условия, индивидуальные качества, физическое и психическое здоровье ребенка;
СЛАЙД 25
- веселая зарядка в стихах, загадках, на тренажерах – вовлечение детей в активную деятельность, направленные на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;
- горизонтальный балет или пластик-шоу – новый стиль работы, оказывающий колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие, где используются элементы акробатики, хореографии, ритмики, художественной гимнастики, аэробики.
СЛАЙД 26
Для выявления физически одаренных детей также проводится мониторинг и на основании объективной оценки, формирую группы детей в спортивную секцию «Школа мяча», организованную на базе нашего детского сада.
СЛАЙД 27
Еще одна из причин слабого физического развития дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
Я уверенна, в душе каждого педагога, должно быть место для родителей воспитанников.
У меня получилось 5 основных тропинок к семьям воспитанников:(их вы видите сейчас на экране)
1. Оздоровительные тропинки к семьям воспитанников с высоким уровнем двигательной активности.
2. Оздоровительные тропинки к семьям воспитанников с низким уровнем двигательной активности.
3. Оздоровительные тропинки к семьям часто болеющих детей (ЧБД).
4. Оздоровительные тропинки к семьям воспитанников коррекционно - профилактической направленности.
5. Оздоровительные тропинки к семьям воспитанников одаренных детей.
СЛАЙД 28
С детьми, у которых высокая двигательная активность я предлагаю индивидуальную схему тропинки, где советую родителям:
- не ограничивать (без крайней нужды) подвижность ребенка.
- организовывать специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность.
- отдать в кружок или секцию.
Закаливайте ребенка, не держите дома, и мы уверенно пройдем по первой тропинке вместе!
СЛАЙД 29
У малоподвижных детей, наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость. Для того чтобы привлечь такого ребенка физической культуре и тем самым повысить уровень двигательной активности, я предлагаю, различные маршруты тропинок с использованием нетрадиционного подхода.
Разные нетрадиционные предметы можно использовать в увлекательных оздоровительных играх и вместе со своим ребенком отправиться по этой сказочной тропинке к здоровью.
СЛАЙД 30
В работе в группе с ЧБД предлагаем использовать родителям:
1.Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию.
2.Упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц.
3.Общеукрепляющие и дыхательные упражнения.
4.Оздоровительные игры;
5.Самомассаж биологически активных точек (БАТ);
Эта тропинка к ЗОЖ способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью.
СЛАЙД 31
Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности ипользуютсяс различные формы общения с семьей: ( они перечислены на слайде)
Для поддержки одаренного ребенка в семье, я составляю индивидуальную схему тропинки для его родителей, где расписаны различные мероприятия для проведения в семейном кругу.
И эта тропинка к здоровью становится не только развивающей, но и увлекательной.
СЛАЙД 32
«Дни здоровья», Спортивные праздники и развлечения посвященные «Дню защитника отечества», «Дню Матери», «Лето красное» и многие другие, на которых уже стало постоянной традицией приходить всей семьей и принимать активное участие.
СЛАЙД 33
Таким образом, индивидуально - дифференцированный подход к детям в зависимости от их индивидуальных возможностей является одним из условий оптимизации воспитательно-образовательного процесса на занятиях физической культуры в детском саду. А также полученная информация, практический и взаимодейственный опыт, полученный родителями, помогут:
-повысить эффективность работы ДОУ по оздоровлению детей,
-получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
-сформировать потребность в здоровом образе жизни в семье;
-обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье, детском саду и в дальнейшем .
3.1. Список литературы:
1.Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко – Воронеж, 2007 г.
2.Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.О. Н. Моргунова – Воронеж, 2007 г.
3.Оздоровительно – развивающая программа «Здравствуй».М. Л. Лазарев – Москва, 2004 г.
4. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего возраста». Н. Н. Ефименко,
5. Если ребенок часто болеет. О. В. Козырева- Москва «Просвещение», 2008 г.
6.Школа мяча. Н. Н. Николаева – Санкт – Петербург, 2008г.