Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Казачьему роду нет перевода

Опубликовано 23.10.2015

Реализация программы ДОУ по  нравственно – патриотическому воспитанию   личности дошкольника в рамках инновационного проекта  «Кубань – моя Родина»

см. Презентацию

Содержание:
1.Введение.
- Предпосылки создания программы: « Казачьему роду нет перевода».
- Актуальность выбранной темы.
- Приоритеты программы.
- Цель и задачи программы.
- Вывод.

2. Основная часть.
  - Принципы программы.
  - Этапы работы.
  - Реализация программы.
  - Цели этапов.
  - Методические разработки  к программе: « Казачьему роду нет перевода».
  - Правила пользования программой.
  - Содержание программы.

3. Результативность.
 - Презентация: «Из опыта работы по реализации авторской программы ДОУ «Казачьему роду нет перевода» и организация воспитательно – образовательного процесса в группах казачьей направленности»
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
6. Приложение.
- Программа: «Казачьему роду нет перевода», рецензия, сертификат.
- Таблицы: « Комплексно – тематическое  планирование», средняя, старшая, подготовительная группы
 - Результаты мониторинга.
 - Презентация: ««Из опыта работы по реализации авторской программы ДОУ «Казачьему роду нет перевода» и организация воспитательно – образовательного процесса в группах казачьей направленности»

1.    Введение:

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.

Не секрет, что именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовно – нравственной основы будущей личности, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия и от того, какие образы восприятия будут сформированы, во многом зависит его последующее нравственное развитие.

Совершенствование воспитательно-образовательной работы с точки зрения ее патриотической направленности может осуществляться за счет приближения обучения детей к реальной жизни, ознакомления с объектами ближайшего природного и социального окружения, создания запоминающего образа малой Родины.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дают жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родной станице и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка ХХI века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально- культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения Кубани создает такую среду. При этом объективно история и культура казачества стали ведущим фактором, определяющим специфику Краснодарского края в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования.

Овладение этим компонентом одинаково важно для всех дошкольников. Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к пониманию проблем казачества, к продуктивному сотрудничеству с ним.

Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому кубанских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

В настоящее время народное творчество занимает особое место, как средство несущее общечеловеческие ценности. Возрастает интерес к народному творчеству, как к неиссякаемому источнику народной культуры.

Родная культура входит в сознание человека вместе с генами отца и матери. Система ценностей родной культуры, модели поведения, целостность этических идеалов непереоценимы для формирования личности.

Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он имеет больше возможности для формирования этических и эстетических идеалов.

Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

С введением в действие закона РФ «Об образовании в РФ» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Об этом говорят ряд документов администрации Краснодарского края и личное участие губернатора Кубани в активном решении этих вопросов.

Актуальность выбранной темы обусловлена введением  Федерального государственного стандарта ДО,  согласно которого, до 40 % общего времени реализации основной образовательной программы ДО, формируется участниками образовательного процесса  и отражает, в том числе, «специфику национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс».

Исходя из вышеизложенного в 2012 году инициативной группой педагогов ДОУ был разработан инновационный проект «Кубань – моя Родина», в итоге реализации, которого в 2014 г была создана авторская  программа ДОУ  «Казачьему роду нет перевода», где были отображены следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть казачьего народа.

2. Использование всех видов казачьего фольклора (песни, былины, легенды, сказки и т. д.). В народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Использование народных праздников и традиций для приобщения детей к культуре казачества. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Знакомство детей с золотыми именами казачества – выдающимися представителями кубанского народа.

Наша программа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр.), обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны ).

Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре  кубанского казачества.

Задачи:

1. Расширить представления ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

2.Закладывать основу духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

3. Ввести ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

4. Создать условия по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

5.Обеспечить условия и формы освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

6. Содействовать становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.

Вывод: Специфика организации воспитания на основе казачьей народной педагогики в дошкольном образовательном учреждении заключается в следующем: направленность воспитания на формирование чувства патриотизма, толерантности, гражданственности; отношение к труду как к самодостаточной ценности; опора на внутрисемейную культуру взаимоотношений детей и родителей.  Это доказывает особую значимость и актуальность разработки нашей программы по нравственно – патриотическому и духовному образованию и воспитанию детей.

2.    Основная часть:

В отборе содержания программы мы руководствовались следующими принципами:
- Принципом личностно-ориентированного подхода, предполагающего создания условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
- Принципом культуросообразности, предусматривающим освоение богатейшего опыта кубанского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
- Принципом природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
- Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
- Принципом интеграции, предполагающим комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.

Этапы работы:
1 этап: на этом этапе следует изучить роль и место культуры казачества в саморазвитии педагога;
2 этап: создание предметно-развивающей среды;
3 этап: обогащение эмоционального опыта детей на основе традиций казачества; развитие любознательности и стремления к изучению истории и культуры.

Реализация:       

1 этап: основными источниками при разработке программы стали следующие издания:

1.«Кубанская старина» А. Маслов. ОИПЦ «Перспективы Образования». Краснодар.2006.
2. «Путешествие по родному краю».И. П. Лотышев . ОИПЦ « Пер- спективы образования» . Краснодар. 2006.
3.  «Введение в историю Кубани». М. В. Мирук, Т. А. Науменко.  ОИПЦ   «Перспективы образования». Краснодар. 2006.
4. «Краснодарский край»  - ГУП Краснодарского края « Газетное издательство « Периодика Кубани».2011.
5. А. В. Бородина «Основы православной культуры»
Ю.Корпухина «Праздничный звон»
6. Л. В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Закрепить у детей представления о положительных качествах (доброте, смелости, скромности, трудолюбия ) и отрицательных (жестокости, трусости, лени ).
- Воспитывать интерес к народному творчеству.

Разработанная методика включает также слушание детьми музыки, живое исполнение, созерцание изделий декоративно-прикладного искусства (в том числе казачьих костюмов и их элементов), их собственную активную деятельность: импровизация казачьих песен, изображение героев, эпизодов из легенд и былин, получение представлений о социальной действительности.

2 этап: Для создания предметно-пространственной  среды мы использовали основные   принципы ее построения В.И. Петровского, А.С. Клариной, Л.А.Смывной, Р.М. Чумичевой и ФГОС ДО. Конструированная среда строится в двух пластах:
- предметно – пространственной;
- духовно – эмоциональной.

Каждый элемент включается в процессе деятельности в качестве цели и средства освоения ее личностью, что позволит каждому ребенку в определенных границах утверждать свою индивидуальность.

Предлагается изготовить пособия:
- иллюстрации, картинки, картины;
- плоскостные фигурки людей и животных;
- настольный, кукольный театры;
- игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы быта казачества (ведра-казаны, коромысло, деревянные ложки, чугунки и т. д. );
- предметы домашнего обихода: мебель – лавки, стол, божница с лампадой, оружие, сбруя, русская печь;
- салфетки, скатерти, рушники;
- глиняная посуда местного (кубанского) изготовления: кубышки, махотки, макитры, кувшины и др.;
- предметы костюма казаков-кубанцев и украшения к ним;
- музыкальные инструменты казаков (варган, гребешок);
- макет казачьего куреня, подворья.

Нетрадиционные игровые зоны, например «Семья» (мебель, посуда кубанских казаков, куклы в казачьих костюмах)

На 2 этапе основное внимание уделяется изучению быта, традиций, обрядов, праздников кубанского казачества, их духовной жизни. Для этого рекомендуем игры- драматизации. Интеллектуально-эмоциональные связи в поведении детей наиболее ярко проявляются в момент принятия той или иной роли, выполнения игровых, ролевых действий, развития сюжета.

На этом этапе следует добиваться, чтобы эмоционально-положительный настрой перерастал в целостное от ношение к культуре казачества. Тут не только проявляется любовь к народному творчеству, а и просматривается связь поколений – старшего, которое сберегает народные традиции, и молодого, которое приобщается к ним, и несет с собой в будущее.

3 этап: воспитательно-образовательная деятельность.
Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к культуре казачества включает ряд последовательных этапов – от воспитания гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.
Основная задача 3 этапа работы с детьми: перенос пережитых детьми чувств в реальную жизнь путем дискуссий, оценочных суждений, изготовление атрибутики, экскурсий, встреч. Расширение знаний детей о культуре и быте, истории казачества, знакомство с архитектурой, религиозными мировоззрениями.

Методические рекомендации
Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для нравственного, физического развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части кубанского казачества, причастности к культуре казачества следует:

1. Учитывать возрастные особенности детей. Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка должна быть пропитана духом кубанского казачества, его культуры.

2. - на первом этапе работы с детьми необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
- учитывая возрастные особенности, обучающий процесс проводить с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы;
- использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игры;
- проводить дидактические игры типа « У бабушки Загадушки», «Чья игрушка», «Узнай, откуда гости» и др.
- поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе.

3. Продолжая начатую работу, на втором этапе следует:
- привлекать детей к самостоятельной деятельности;
- использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках;
- побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд;
- на занятиях по ИЗО самостоятельно изображать предметы казачьего быта, расписывать костюмы элементами символики, изготовлять игрушки ( лепка, конструирование );
- работать в тесной связи с музыкальным руководителем
•    исполнение казачьих песен, частушек
•    разучивание хороводов, танцев
•    импровизированные исполнения на народных музыкальных инструментах
•    участие в фольклорных праздниках
- привлечение к работе родителей;
•    встречи с бабушками и дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества
•    посещение церкви на праздники
•    экскурсии в музей
•    изготовление родителями казачьих костюмов
•    чтение и рассказы о праздниках и религии.

Продолжая работу, проводимую на этих этапах обучения и воспитания, побуждать детей к анализу, сравнению культуры казачества Кубани в прошлом и настоящем. Закреплять знания, полученные на 1 и 2 этапах и продолжать углубленное изучение тем, предусмотренных программой
- давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения кубанских казаков в прошлом;
- использование детьми в речи выражений языка кубанских  казаков;
- самостоятельная организация игр;
- изучение жизни казачества в городе и деревне, их особенности путем сравнений;
- знакомство с архитектурой, живописью путем рассказов, бесед, экскурсий по станице, в музей казачества;
- разъяснение воспитателям и родителям значимости традиций, обычаев современной жизни;
- использование в свободной двигательной деятельности детей казачьих игр, а также при проведении занятий, на прогулке.

Правила пользования программой
1. Не давайте детям сразу много нового.
2. Постепенно переходите от простого к более сложному.
3. Не спешите сразу называть предмет, его назначение. Дождитесь высказывания или предположения детей.
4.Создавайте такие игровые ситуации, где ребенок мог бы проявить свои знания и умения. Если дети затрудняются, предложите свою помощь.
5. Закрепляйте знания детей в подвижных играх, инсценировках и сюжетно-ролевых играх.

Содержание программы
Разделы:
•    «Организующие моменты»
•    «Тематические недели»
•    «События»
•    «Реализация проектов»
•    «Сезонные явления в природе»
•    «Праздники»
•    «Традиции»
•    «Элементы православия»

Результативность.
Работа по реализации программы позволила нам:
1.    Расширить содержание образовательных областей ФГОС ДО, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий Кубани;
2.    Разнообразить образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
     (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,         
     продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с  учетом национально-
     культурных, демографических, климатических условий Кубани;


Презентация: «Из опыта работы по реализации авторской программы ДОУ  «Казачьему роду нет перевода» и организация воспитательно-образовательного процесса в группах казачьей направленности»

Литература:
1. «Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе» Феоктистова Т.Г.
2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Александрова Е.Ю. и др.
3. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарий мероприятий».- Волгоград: Учитель, 2007
4. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: материалы из опыта работы» сб.ст./сост. и ред. Л.В. Кокуева.- Ярославль: ИРО, 2006
5. Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре.- Краснодар, 1992.
6. Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997.
7. Бондарева. Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006. Н.И Бондарь, С.А Жиганова «Фольклор и этнография Кубани». – Краснодар 2009
8. Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т.  Очерки традиционной культуры казачеств России. / 1. – Москва-Краснодар, 2002.
9. Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс.- Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.
10. Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.
11. Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли.- Краснодар, 2005.
12. Ратушняк В.Н. Родная Кубань.- Краснодар, 2003.
13. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.
14.Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.
15. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.
16. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004.
17. О.Хамцова «Кубанская азбука».- Краснодар,2007
18. http://littlhuman.ru/698/

19.http://www.millersad.ru/index.php/kazachestvo-i-pravoslavie/traditsii-donskogo-kazachestva.html