Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Адаптация в детском саду

Опубликовано 27.04.2020

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинально. В привычную сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
1)    Четкий режим дня;
2)    Отсутствие родных рядом;
3)    Постоянный контакт со сверстниками;
4)    Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
5)    Резкое уменьшение персонального внимания.
Часть детей адаптируются относительно легко и негативные моменты у них уходят в течении 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться 2-3 мес. Если же адаптация затянулась дольше 3-х месяцев – такая адаптация считается тяжелой.
Кому адаптироваться легче?
1)    Детям, чьи родители готовили их к посещению в д/с заранее (режим, питание и т.д.)
2)    Детям, физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенностей к частым простудным заболеваниям.
3)    Детям, имеющим навыки самостоятельности (горшок, принятие пищи)
4)    Детям, чей режим близок к режиму сада (за 1-2 мес. Родители должны готовить ребенка).
5)    Детям, чей рацион питание приближен к садовскому.
Основу рациона составляют каши, запеканки, омлет, супы, тушеные овощи, котлеты мясные и рыбные.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются о том, сможет ли их ребенок вообще адаптироваться к саду и закончится ли когда-нибудь этот «ужас».
С уверенностью могу сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «не садовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.
В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции от хныканья, плача за компанию до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой т привычной средой.
Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать кроха может еще долго и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течении нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Может вскакивать, или уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отличаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации все обязательно нормализуется.
В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит, это связано с непривычной пищей, а также со стрессовыми реакциями.
В это время снижается сопротивляемость организма к инфекциям и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни и расстраиваются, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но может растянуться и на 3-4 месяца.
Не торопите время, не всё сразу!
Каждая мама видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно!
Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша:
1)    В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.
2)    В выходные дни не меняйте режим дня.
3)    Не отучайте резко ребенка от «дурных» привычек (соски, бутылки и т.д.)
4)    Будьте терпимее к капризам.
5)    Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.
6)    Дайте в сад любимую игрушку.
Когда речь идет об адаптации ребенка в саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но за кадром остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях. Вы имеете право, на все свои чувства и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, это испытание для обоих. Чтобы помочь себе, нужно:
- быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. Малыш реагирует именно на эту уверенную позицию мамы и адаптируется гораздо быстрее.
- Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет. Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым близким человеком – с вами. Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит и уверены, что заберете ребенка из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что даже не может плакать. Плачь – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье».
- Заручиться поддержкой друг друга. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и с радостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков!