Уважаемые коллеги!
Я хочу познакомить вас с опытом своей работы по планированию и организации деятельности в казачьей группе детского сада в рамках инновационного проекта ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию «Кубань – наша родина». Интерес к истории и традиционной культуре кубанских казаков очень возрос не только в нашей стране, но и за рубежом.
В нашем Калининском районе во многих детских садах организованы группы казачьей направленности. Есть такие группы и в нашем ДОУ.
см. презентацию
Вот уже второй год наша группа является казачьей. У нас в группе 10 девочек и 15 мальчиков. Ребята все очень шустрые, активные, любознательные. В детский сад они пришли совсем крохами. Им было от полутора до 2 лет. Но уже тогда каждый проявлял свой собственный характер. Поскольку мальчиков в группе было больше, они, подрастая, активно интересовались оружием. Подвигами богатырей, не скрою, были ссоры и даже драки. Мальчикам в силу их активного темперамента не хватало мужского воспитания, примера для подражания. Когда ребята перешли в среднюю группу, нам предложили поучаствовать в проекте ДОУ «Кубань моя Родина» и стать казачьей группой.
3 слайд.
Свою работу в этом направлении мы начали с проведения родительского собрания посвященного этой теме и опроса родителей об их желании быть или не быть группе казачьей. Мамы и папы наших воспитанников с пониманием отнеслись к предложению стать казачьей группой. Они охотно дали свое согласие на вступление ребят в казачата. Может, я буду, банальна, но мне хочется вспомнить слова великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского, о том, что ребенок это – «зеркало» нравственной жизни родителей. Поэтому как бы мы не старались сеять доброе, светлое, вечное в наших воспитанниках – ростки не дадут всходов и не окрепнут молодые побеги, если родители не будут с нами едины в воспитании нравственных качеств маленького гражданина своей родины. Родители наших воспитанников поняли и приняли нашу позицию и стараются помогать нам во всех мероприятиях, будь то, организация экскурсии к памятным местам, или приглашение на беседу уважаемого и интересного человека. Они участвуют в различных посиделках, традиционных праздниках с пышными кубанскими пирогами, где за общим столом можно поделиться успехами своего ребенка, услышать совет педагога по той или иной проблеме. Многие мамы и папы стали с интересом узнавать об истории своей семьи, родной станицы, готовить совместные семейные проекты и презентации. Принимали участие в оформлении комнаты кубанского быта. Ребята также с энтузиазмом восприняли идею вступления в казачата. Они охотнее стали знакомиться с прошлым своей станицы, своими корнями, духовной жизнью.
4 – 5 – 6 слайды
В группах создавали уголки кубанской символики, комнаты кубанского быта. На улице оборудовали казачьи подворья.
8 - слайд
Большую помощь и поддержку мы получили от атамана Калининского общества казаков Леонида Николаевича Литвинова. Он подарил нашим ребятам плакаты и книги по истории казачества.
9 – слайд
Казаки – наставники частые гости в нашем детском саду. Они охотно участвовали в праздниках и спортивных развлечениях, организуемых нашими педагогами. Когда ребята посещают станичный музей казачества, сам атаман проводит для них экскурсии. Дошкольники с интересом слушали рассказы об истории возникновения своей родной станицы, трогали руками и даже примеряли на себя экспонаты музея, фотографировались с ними.
10 - слайд
Мы кропотливо собирали доступные для восприятия дошкольников сведения. Нами был подобран и систематизирован разнообразный методический материал по каждой возрастной группе, а также познавательный и сценарный материал для педагогов и родителей, как участников образовательного процесса.
Использовали в работе народные песни, танцы, стихи кубанских поэтов, знакомили детей с элементами казачьего костюма, особенностями местного говора, народными праздниками и обрядами. В итоге группой педагогов ДОУ была разработана программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Казачьему роду нет перевода». Выглядит наша программа вот так. Кого заинтересует опыт нашей работы – мы готовы предоставить.
Содержание нашей программы соответствует Федеральным государственным стандартам и обеспечена методическими материалами по ее использованию. Воспитательно-образовательный процесс строится на основе комплексно – тематического планирования примерной общеобразовательной программы « Успех».
11 - слайд.
Например, я разрабатывала конспекты мероприятий для детей среднего возраста. То есть для первой ступени данной программы.
В течение учебного года мы прорабатываем 32 тематических праздника, подбираем материал таким образом, чтобы каждая тема рассматривалась в течение недели, как бы сквозь призму региональной составляющей, то тесть проводим тему казачества по всем видам детской деятельности во всех режимных моментах. Располагаем перспективный план в форме таблицы. Слева – примерные темы на каждую неделю. Сверху таблицы – названия детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная деятельность и музыкально – художественное творчество. Такое планирование позволяет охватить все виды деятельности, предусмотренные ФГОС ДО.
Мной тщательным образом был подобран методический материал для реализации представленного плана в виде конспектов различных видов детской деятельности. Принцип отбора материала – краеведение на примере нашей станицы Калининской и Краснодарского края. Ребята узнают об ее историческом развитии, о поэтах, писателях, тружениках сельского хозяйства.
12 слайд
Например: Тема недели: «Всемирный день моря». На этой неделе мы планируем игры - эксперименты с водой, сюжетные игры с морской тематикой, где мы рассказываем в ходе игры о высадке первых казаков на берег Черного моря, об образовании первых казачьих куреней, о жизни и быте первых переселенцев.
Организуем образовательные ситуации, где рассказываем о морях Краснодарского края, об их экономическом и политическом значении для России и Кубани. Закрепляем знания ребят в ходе продуктивной деятельности, которая может быть специально организованной, спонтанной, или индивидуальной, в зависимости от подходящей ситуации. (Рисование морских обитателей, Оригами «Рыбка», лепка «Осьминог» и т.д.).
Расширяем знания в ходе ситуативных разговоров, во время режимных моментов. Даже коллективный труд по уборке игрушек объявляем уборкой на корабле. Это помогает ребятам выполнять ежедневную, не всегда приятную деятельность, с интересом и энтузиазмом. На «Морской неделе» обязательно слушаем песни о море и моряках, смотрим слайды и познавательные фильмы, скаченные с интернета. Перед дневным сном наши ребята любят послушать сказки. Здесь будет уместно прочесть казачьи притчи из сборника «Живая вода».
13 слайд
И вы бы видели, с какой радостью, с каким задором исполняют наши дети кубанские песни и пляски в повседневной жизни, используют попевки, колыбельные в ходе сюжетных игр. В их речи можно услышать и кубанскую «Балачку»! Ничего подобного не происходит при исполнении детского репертуара, да простят мне эти слова, наши корифеи музыкального воспитания. Их глаза лучатся гордостью, озорством, они с точностью передают эмоциональные переживания, заложенные в кубанской песни. А характерные плясовые движения, так легко и просто даются детворе как будто их учили этому с пеленок. И все это лишний раз доказывает, что кубанское искусство близко детям и доступно, ведь наши маленькие воспитанники с удовольствием познают, то, что вызывает у них особый интерес.
14 - 15 слайд
Увлеченно проводятся беседы о подвигах людей, имена которых носят улицы станицы, школы: Фадеева, Самохина, Покрышкина. Такими беседами мы стараемся вызывать у малышей чувство гордости за своих земляков – героев.
16 слайд
При этом обязательно обращаем внимание детей на то, что у памятников и обелисков всегда лежат живые цветы, как дань нынешних поколений подвигу героев. Любовь к родному краю многогранна. Неотъемлемой ее частью является природа Краснодарского края. Поэтому мы учим видеть ее красоту, воспитываем интерес и восторженность к ней.
17 слайд
Вступив в казачата, ребята стали заметно серьезнее, ответственнее. Поведение у ребят стало лучше. Они с гордостью называют себя казачатами, стараются во всем походить на казаков наставников, которые приходят в группу. Нам часто задают вопрос о том, ходят ли наши ребята в казачьей форме, отличаются ли они от своих сверстников какими либо атрибутами казачества.
Отвечу заранее. Нет. Главное в нашей работе пропагандировать и внедрять в повседневную жизнь идеи казачества, доносить до ребят и их родителей опыт, накопленный нашими предками, их отношение к родителям, старикам, к женщине- матери, к православным праздникам, к своей малой Родине и Отечеству. Многие мероприятия мы проводим вместе с казаками. Не секрет, что роль отца в современных семьях сводиться к добыванию средств к существованию. Духовной наставницей зачастую выступает мать, которая не всегда авторитет для мальчишек, особенно в неполных семьях. Поэтому помощь казаков – наставников здесь очень важна и ценна.
Наши ребята стали казачатами всего год назад. Но мы уже видим результат проводимой с ними работы, как педагогов, так и казаков – наставников. Ребята, обогатившись духовно, стали более серьезными, воспитанными. Они гордятся своей малой Родиной, своими земляками, хотят быть похожими на настоящих казаков, чтят их традиции и видят в казаках – наставниках свой нравственный ориентир.
Благодаря использованию программы «Казачьему роду нет перевода», мы добились конкретных результатов:
рост познавательной активности детей повысился на 24%. Улучшились взаимоотношения между детьми группы, они стали добрее, терпимее друг к другу. Приоритетными стали такие чувства, как взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность за порученное дело.
высокий уровень социализации детей группы: дети являлись активными участниками краевого конкурса педагогов ДОО «Работаем по новым образовательным стандартам», участвовали в международном Интернет - конкурсе «Космическое путешествие», проявляли активность в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Повышение активности родителей в делах группы. Родители охотно участвуют в выставках, проводимых в ДОУ, спортивных развлечениях, заседаниях круглого стола, вместе с ребятами ходили на экскурсию в музей казачества, в Свято - Богоявленский храм. С интересом следят за успехами своих детей, откликаются на просьбы воспитателей в ремонте веранды, групповой комнаты.
В ходе работы по реализации программы мы пришли к выводу, что проводимая воспитательная и образовательная, деятельность по данному направлению объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, духовно – нравственных качеств личности ребенка.
Главный же результат освоения Программы мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, воспитании гордости за свою малую родину, свой народ и сохранению эмоциональной стороны семейного воспитания на основе казачьих традиций.
Трансляция опыта работы по реализации нашей программы проводилась в рамках краевого семинара в г. Славянске на Кубани в 2014 г. Имеющаяся рецензия ККИДППО кафедры развития ребенка младшего возраста дает право на использование программы в других дошкольных учреждениях Краснодарского края.