Для среднего возраста.
Задачи:
1. Закреплять умение сравнивать 2 предмета путем наложения, пользоваться словами «длиннее», «короче»; Закреплять знания о геометрических фигурах,(круг, квадрат, треугольник если уже знают) различать и называть их. Расширять представления о частях суток;
2. Учить количественному счету в пределах 5, относить последнее число ко всем сосчитываемым предметам;
3. Развивать речь, мышление, внимание.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, способствовать положительному настрою.
Материал и оборудование:
Мультимидийное оборудование со слайдами к сказке «Гуси – лебеди». Две полоски бумаги разной длины, разного цвета – «мостики». Вырезанные из картона яблоки в пределах 5. Картинки с символическим изображением частей суток. Картинки по сюжету сказки. Фланелеграф. Корзина с яблоками. Разрезные фигуры: «квадрат», «круг», «треугольник». Воздушные гелиевые шары по количеству детей.
Ход занятия:
(Звучит песня В. Шаинского «Дружба начинается с улыбки»)
Воспитатель: (в образе скомороха) Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Я веселый скоморох, я люблю смешить народ! Давайте поприветствуем наших гостей! Здравствуйте гости дорогие! Я рад нашему знакомству!! И поэтому встречаю Вас веселой песней! (Выключила музыку)
О чем поется в этой песне? (ответы) А вы знаете, с чего начинается дружба? (Ответы)
Конечно, дружба начинается с улыбки. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и подружимся. Я знаю, что все дети любят играть в разные игры. Хотите, мы поиграем в одну из них. (Ответы) Вы будете выполнять мою просьбу, только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Слушайте внимательно!
Руки вверх. Руки в стороны, пожалуйста. Приседайте. Руки вперед, пожалуйста. Прыгайте. Руки вниз, пожалуйста.
Молодцы, вы не только дружные ребята, но и внимательные. Вам было приятно, когда я говорила вам, слово, пожалуйста? (Ответы)
Конечно, от таких слов даже настроение улучшается! А кто мне скажет, как еще можно поднять настроение другу? (Ответы).
Правильно, вы умеете поднять настроение, а еще можно поиграть в интересную игру или сходить в гости. И я вам предлагаю отправиться в гости к сказке. Только вот как мы туда попадем? На поезде не доехать на самолете не долететь. А вот воздушные шары нас перенесут в сказку.
(Раздает шары).
Воспитатель: За шарик крепко ты держись, потом три раза повернись, в сказке русской окажись. Раз, два, три. (Выполняют движения). (Щелкает слайд № 2)
( На экране иллюстрация к сказке «Гуси- лебеди»)
Воспитатель: Ну, вот мы и у сказки в гостях. А как она называется? (Ответы).
Правильно ребята, но сказка, в которую мы попали, не простая, а математическая и, путешествуя по ней, мы вместе с ее героями будем выполнять различные задания.
Давайте отпустим шарики, устроимся поудобнее, и послушаем. (Дети усаживаются)
см. презентацию
Воспитатель: (Сопровождается слайдами на экране)
№ 3. «Жили – были муж с женой, и были у них дочка и сынок.
№ 4. «Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и забыла за братца,
№ 5. Налетели гуси- лебеди, и унесли братца. Бросилась девочка их догонять.
№ 6. Долго бегала она по лесу и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избушке баба – яга спит, а братец золотыми яблочками играет.
№ 7. Схватила девочка мальчика да бегом домой, а баба – яга проснулась и послала гусей - лебедей в погоню за девочкой.
№ 8. Встретилась детям на пути молочная речка - кисельные берега. - Речка – матушка спрячь нас, - попросила девочка. – Перекинь мостик, тот, что длиннее, - сказала речка». Поможем девочке, перекинуть нужный мостик.
(Дети подходят к разложенным на полу 2 полоскам бумаги, сравнивают полоски по длине путем наложения. Выбирают полоску, ту, что длиннее, и все проходят по ней по очереди. Педагог следит за правильным использованием в речи слов «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»)
Воспитатель: «А еще речка, попросила правильно закончить предложения». Я буду начинать предложение, вы заканчивать: Спим мы… (ночью), а зарядку делаем…(утром). Завтракаем мы…(утром), а обедаем…(днем). Ужинаем мы (вечером). А спим…(ночью). Солнце светит… (днем) а луна…(ночью).
Воспитатель: Замечательно, вы выполнили просьбу речки и помогли детям.
№ 9. «А речка спрятала их под своим бережком. Гуси-лебеди пролетели мимо.
Бегут дети дальше, а гуси вернулись и нагоняют их.
№ 10. На пути яблоня стоит. Яблоня матушка спрячь нас! – попросила девочка. – Помоги мне – ответила яблонька - Мои яблочки созрели, их надо сорвать и сосчитать».
На фланелеграфе выложена яблоня на ней картонные яблоки. Дети считают яблоки и называют сколько. Несколько яблок лежат под яблоней. Сколько под яблоней? Где больше?
Физкультминутка:
Яблонька, яблонька выросла в лесу. (Ходят по кругу)
К яблоньке к яблоньке в гости я приду. (Идут к воспитателю)
Ветерок качает веточки ее. (Поднимают руки вверх. Покачивают ими)
А листочки шепчут: «Как нам хорошо!» (Руки вверху. Перебирают пальчиками)
Наберем мы яблочек, угостим друзей. (Наклоняются несколько раз)
Громко, громко скажем мы «спасибо» ей! (Разводят руки вперед, наклоняются)
Воспитатель:
№ 11. Молодцы! Помогли детям, и яблонька спрятала их, заслонив своими ветками, а гуси – лебеди пролетели мимо. Побежала девочка с братцем дальше. Но снова гуси – лебеди их нагоняют.
№ 12. А у дороги стоит печка. Матушка печка, спрячь меня! – попросила девочка. – Помогите мне,- сказала печка. Замесила я тесто, хотела напечь пирожков разной формы, а не умею.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем печке какой формы можно напечь пирожки. Показывает фигуры, дети называют: круг, квадрат, треугольник. Замечательно, теперь соберите из двух половинок эти фигуры.
(Дети собирают по подгруппам и называют фигуры)
Воспитатель:
№ 13. Печка спрятала сестрицу с братцем, а гуси – лебеди покружили, покружили да и улетели не с чем.
№ 14. Дети благополучно добрались домой.
Ребята, давайте с вами вспомним сказку от начала до конца и разложим соответствующие картинки.
(Воспитатель рассказывает, задает вопросы. Дети раскладывают).
Воспитатель: В начале Гуси- лебеди унесли мальчика на крыльях. Потом девочка побежала искать своего братца и нашла у бабы – яги. Дети побежали домой.
В дороге им помогала сначала речка потом яблонька, и затем печка.
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами и побывали в гостях у сказки, вы помогли детям добраться домой, и за это яблонька угощает вас вот этими наливными яблочками. Кушайте на здоровье и оставайтесь всегда такими дружными и отзывчивыми, мне очень приятно было с вами играть. Спасибо!