«Обеспечение психологической безопасности и здоровья участников образовательных отношений в ГКП». Психологическая безопасность - чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза.
При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
• Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются: процесс адаптации при поступлении в ДОУ;
• уровень развития коммуникативных навыков;
• уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности;
• отсутствие отклонений в поведении
Основной угрозой во взаимодействии участников образовательных отношений является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью ребенку дошкольного возраста. Основной источник психотравмы - это психологическое насилие в процессе взаимодействия ребенка с окружающим социумом.
Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребенка являются:
- манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
- межличностные отношения детей в группе ( отвергаемые дети, грубые, жестокие взаимоотношения между детьми ); -индивидуально- личностные особенности родителей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;
- интеллектуально - физические и психоэмоциональные перегрузки из - за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней ;
-враждебность окружающей среды, когда ребенку ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
-неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых ;
- невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда ;
стрессовое состояние ребенка, выраженное в трудностях засыпания, привычках негативного поведения, нарушениях эмоционально - личностного развития.
Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться :
• в трудностях засыпания и беспокойном сне ;
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла ;
• в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности ; - в рассеянности, невнимательности ;
• в беспокойстве и непоседливости ;
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
• в проявлении упрямства ;
• в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что - нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу ( иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита - в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников ( часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия );
• в игре с половыми органами ;
• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук ;
Система психологической защиты в детском саду. В дошкольном учреждении разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что ему комфортно в детском саду.
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении включает :
1.Комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов.
2.Систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: гимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние, и т. п.
3. Работу с природным материалом : глиной, песком, водой. Обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.
4.Музыкальную терапию - регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.
5. Развитие предметно - пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.
6.Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция
Главный принцип, которым должен руководствоваться каждый педагог в сфере образования – это принцип- «не навреди»!
Общие психологические правила, касающиеся свободы и развития каждого ребенка:
- Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.
- Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию.
- Рассматривайте ребенка как равноправного партнера по общению, так как вы от него можете узнать много нового.
- Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой вчерашним.
- Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.
- Умейте слушать и слышать ребенка. Уважайте ребенка, учитывайте личностные качества ребенка. Поощряйте самостоятельность суждений, активность, привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнение.