Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях


Единый портал государственных и муниципальных услуг
Посетить портал Госуслуг


Основы безопасности жизнедеятельности детей дома

Основы безопасности жизнедеятельности детей дома

Опубликовано 27.10.2016

Семинар – практикум.

Выступление из опыта работы.
Все мы – родители и воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться, навредить своему здоровью.

Опасными для него могут быть различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленная посуда, некоторые насекомые и растения, улица, люди и др. для того, чтобы обеспечить безопасность и создать условия для здорового образа жизни, считаю необходимо:
1. Дать детям определенную сумму знаний об общепринятых нормах поведения дома, на улице, в транспорте;
2. Научить адекватно, и осознанно действовать в той или иной обстановке;
3. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

В нашей группе создана развивающая среда с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей дошкольного возраста. Чтобы вызвать у них интерес к данной проблеме, используем наглядный материал, занимательные игры, театрализованные представления и др.

Игры на закрепление знаний об источниках опасности:   
«Раз, два, три, что опасно - найди»; «Что мы знаем о вещах»; «Соедини по точкам».
Игры о правилах безопасности в угрожающих ситуациях:
«Так и не так»; «Сто бед»; «Убери на место».
Игры на закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях:
«Мы спасатели»; «Тили-тили-тили-бом, мы спасаем Кошкин дом!»

Ситуативно-имитационное моделирование – дает возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода, моделировать угрожающие бытовые ситуации и проигрывать стратегию поведения. Все это дает возможность формировать опыт безопасности у детей.

Интерес детей к действиям с реальными предметами быта высок, и у них имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Поэтому очень важно, научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Детей можно научить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой и утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома с родителями.

Формирование безопасного поведения неизбежно с целым рядом запретов. Взрослые порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «НЕ ТРОГАЙ», «ОТДАЙ», «НЕЛЬЗЯ». Или напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило,  дает обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребенок не сможет выполнить их и неизбежно будет нарушать.  Для этого, мы с родителями, наладили плодотворное  взаимосотрудничество.

Проводили  специальные подготовительные консультации:
- «Подходы к ознакомлению детей с правилами безопасности жизнедеятельности»;
- «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Анкетирование детей и родителей:
- «Как обеспечить безопасность ребенка в быту, на улице и в обществе»; - «Основы безопасности ребенка в быту»; - «Безопасность ребенка дома и на улице».
Были изготовлены папки-раскладушки «Азбука для родителей»:
- «Комментарии для родителей», «Защитники крепости», «Держи ушки на макушке», «Ты один дома, мудрые советы»
Советуем родителям использовать проблемные ситуации с детьми:
- «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомяку морковку», «Поможем маме: стираем, гладим»
Изготовили папки – передвижки:
-«Закаливание – путь к здоровью», - «Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах безопасности»
Предлагаем родителям прослушать магнитофонные записи бесед с детьми. Например, детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Как надо вести себя на улице, на тротуаре(где можно играть).
- Какие дорожные знаки встречаются по дороге в детский сад?
- Вы говорите о них с родителями?

Прослушавшие записи родители, демонстрируют свои знания правил поведения на улице и в транспорте.

Практика показывает, что не все родители знают правила дорожного движения. Многим родителям не известны психологические особенности поведения детей в дорожной среде, являющиеся причинами несчастных случаев и аварий.

Индивидуальная работа проводится с теми родителями, дети которых входят в группу риска, как наиболее подвижные или, наоборот, заторможенные. Рекомендуем родителям рассматривать с детьми сюжетные картинки об опасных в дорожной среде, в быту, в транспорте и др. Считаю, что необходимо настроить родителей на желание взаимодействовать с детским садом.  В беседах с родителями даем следующие установки:
- Постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворе, идут по тротуару.
- При переходе дорог с интенсивным движением, крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и на дорогах.

Цель беседы о возрастных и психологических особенностях поведения дошкольников – убедить родителей в том, что детский травматизм обусловлен психолого-возрастными особенностями дошкольников. Возрастной и психологической характеристикой дошкольников является их частое непредсказуемое поведение дома, на улице.  На улице они отвлекаются на все интересное; красный автомобиль, пролетающий самолет, животных и т. д.  Мы объясняем родителям, вместо того, чтобы наказывать и запугивать ребенка, лучше ему все подробно разъяснить. Необходимо обратить внимание ребенка на их собственное поведение в быту, на дорогах, объяснить, что для дошкольников и младших школьников родители – всегда авторитет. Они стараются во всем подражать отцу и матери. От поведения родителей на улицах и дорогах  во многом зависят  и действия   детей.

Кроме типичных характеристик, свойственных определенному возрасту, каждый ребенок наделен индивидуальным темпераментом, способностями, свойствами личности. Наблюдая за своим ребенком, родители могут, например, повышенную активность ребенка направить на познавательную деятельность. Упражнения и тренировка могут развить у заторможенных  детей двигательные навыки. Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных
- Вместе ищем выход из трудного положения.
- Вместе обсуждаем проблемы, разные ситуации, ведем диалог, делаем открытия, удивляемся.

Все эти формы работы способствуют укреплению взаимоконтакта «родитель-ребенок-педагог». Работая в этом направлении, следует учесть следующее:
- В общении с детьми важная роль заключается в положительном примере со стороны взрослых
- Необходимость слаженного контакта между педагогом и родителями.  

Вопросник для воспитателей
по обучению детей правилам безопасного поведения в быту.
Цель: выявить знания воспитателей по обучению и воспитанию детей правилам безопасного поведения в быту.
1.Ф.И.О.педагога
2.Стаж работы педагога
3.Перечислите основные методы обучения и воспитания детей правилам безопасного поведения
4.Перечислите основные формы проведения занятий по правилам безопасного поведения в быту
5.Укажите, словесные методы обучения
6.Допишите методы и приемы развития и активизации познавательной и учебной деятельности: объяснения, поисковые вопросы
7.Назовите наглядные  основные методы обучения, которые используются при обучении правилам безопасности

Экспресс – тест:
Цель: Определить уровень знаний, умений по ОБЖ, передаваемых воспитателями детям.

Необходимо выбрать наиболее предпочтительное решение из двух вариантов; А и Б:
1. А. Ребенок должен знать, какие службы экстренной помощи вызвать.
     Б. Ребенку это не нужно, с ним всегда взрослый.
2. А. Необходимы беседы о том, какие опасные предметы бывают дома, и         правила обращения с ними.    
    Б. Правилам обращения с ними , должны обучать родители дома.
3. А. Нельзя оставлять детей без присмотра дома.
     Б. Нужно доверять детям, приучать к самостоятельности.
4. А. Знакомить детей с различными произведениями литературы, в которых изложены опасные ситуации.
     Б. Дети смотрят в основном телевизионные передачи, и сами черпают знания об ОБЖ.

Ключ к тексту: Если предпочтение отдается варианту:
А – Вы сообщаете ребенку определенные знания, умения, о выполнении знаний безопасного поведения.
Б – Вы не осознаете своей роли в предупреждении бытовых травм детей.
Большой тест. (Ответ принимается в течение секунды).
1. Источник природного тепла:
А. Солнце
Б. Обогреватель
В. Костер
2. К электроприборам относятся:
А. Механические часы
Б. Телевизор
В. Газовая плита
 3. Признаками пожара являются:
А. Туман
В. Дым
В. Пар
4. Тушат пожар:
А. Милиция
Б. Спасатели
В. Пожарные
5По телефону «01» вызывают:
А. «Скорую помощь»
Б. Милицию
В. Пожарных
6. Средства тушения пожара:
А. Веер
Б. Огнетушитель
В. Газовый баллончик
7Какой номер набирают при пожаре:
А. «09»
Б. «04»
В. «01»
8. Какая спецмашина участвует в тушении пожара:
А. Цементовоз
Б. Бензовоз
В. Водовоз – Пожарная

Практическая часть.

Задание  «Медицинская помощь»
1. «Собери аптечку» -собрать в аптечку необходимые средства для оказание первой медицинской помощи.
2. «Скорая помощь» - оказать первую помощь при полученной травме:
«Наложи шину» - при переломе руки.
«Наложи повязку» - открытая рана на руке. Ваши действия. Объяснить, как обрабатывать рану.

Задание    «Пожарная башня»
Участники складывают башню из детских кубиков, где каждый положенный кубик нужно сопровождать названием пожароопасных предметов.